0
1237
Газета Интернет Интернет-версия

04.07.2003 00:00:00

Заветные десять процентов

Ефим Галицкий

Об авторе: Ефим Борисович Галицкий - кандидат экономических наук, ведущий специалист фонда "Общественное мнение", доцент Государственного университета - Высшей школы экономики.

Тэги: интернет, пользователи, исследование, фом, комкон


Недавно опубликованный фондом "Общественное мнение" третий выпуск из серии "Опросы интернета в России" принес долгожданную сенсацию: весной 2003 г. каждый десятый взрослый россиянин являлся пользователем сети! А это - 11,5 млн. человек. Специалисты считают, что после преодоления заветного 10-процентного рубежа может начаться лавинообразный рост аудитории и интенсивное внедрение интернета во все сферы жизни. По крайней мере так происходило во многих западных странах. Насколько реален этот сценарий в России, пока неясно. Во-первых, у нас слишком велик разрыв в уровне инфраструктуры между центрами и периферией. Во-вторых, даже городские каналы коммуникации не рассчитаны на передачу больших объемов информации. Может ли сеть развиваться вопреки этим преградам, покажет самое ближайшее будущее.

Однако долгожданные 10% не могут не радовать. Доступ к интернету - важнейший индикатор социального развития страны. Достаточно сказать, что он используется как одна из характеристик свободы доступа людей к информации в системе оценок Международной организации по правам человека.

Можно ли доверять этому результату? Сравним, например, результаты исследований ФОМ с данными другой авторитетной организации - КОМКОН. Недавно эта компания сообщила, что к началу 2003 г. Россия преодолела гораздо более низкий барьер - в 5 млн. пользователей сети. В чем же причина этих расхождений?

Чтобы понять, как измеряется аудитория и почему оценки столь различны, надо ответить на следующие вопросы: 1) каков период оценки; 2) кто считается пользователем; 3) сколько пользователю лет; 4) где он живет.

1. Прежде всего перейдем к оценкам за один и тот же период. По данным зимы 2002/2003 г., оценки ФОМ объема российской интернет-аудитории были на 1 млн. чел. ниже - 10,5 млн. человек.

2. Далее, разберемся, кого компании-исследователи записывают в пользователи. ФОМ подсчитывает число тех, кто пользовался интернетом хотя бы раз за последние полгода (шестимесячная аудитория). Этот показатель взят за основу для того, чтобы сделать возможным сопоставление данных ФОМ по России с данными компании Nielsen//NetRatings Inc. (признанного мирового лидера на рынке исследований интернета) по десяти странам мира. КОМКОН говорит об активной (среднемесячной) аудитории сети. Видимо, речь идет о тех, кто пользовался интернетом хотя бы раз за последний месяц. У ФОМ этот показатель называется месячной аудиторией. Зимой 2002/2003 г. она была на 2,8 млн. человек меньше, чем шестимесячная, то есть составляла 7,7 млн. Разница между оценками в 5 и 7,7 млн. человек хотя и велика, но уже не кажется столь разительной.

3. Теперь о возрасте. В отчете ФОМ - только взрослые (от 18 лет и старше). В сообщении КОМКОН - подростки и взрослые (от 10 лет и старше). Таким образом, достигнутое нами хотя бы отдаленное сходство оценок вновь рушится: для сопоставления с данными КОМКОН к полученным ФОМ 7,7 млн. человек нужно добавить "интернет-подростков", а их, по разным оценкам, приблизительно миллион. Мы видим, что разрыв с оценкой КОМКОН (5 млн. чел.) вновь угрожающе приближается к двукратному.

4. Однако эта разница нивелируется, если уточнить, жители каких населенных пунктов являются респондентами. Данные ФОМ базируются на опросах городского и сельского населения России. В 203 городских и сельских населенных пунктах каждые две недели отбираются очередные 3 тыс. респондентов, и интервьюер посещает их на дому. Многоэтапная случайная процедура отбора обеспечивает репрезентативность опроса. В основу оценок для зимы 2002/2003 г. положены данные пяти опросов, с общим числом респондентов 15 тыс. Весной прошло шесть опросов, и респондентов в них было 18 тыс. КОМКОН же изучает аудиторию только в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Компания отобрала для исследования 60 таких городов.

То есть для адекватности сравнения следует вычесть из количества, полученного в исследовании ФОМ, приблизительно 2,5-3 млн. - месячную интернет-аудиторию в небольших городах и селах.

Итак, данные практически сошлись! Мы видим, что, если с определенной долей занудства разобраться в числах, социологию все же можно отнести к числу точных наук.

Теперь возвращаемся к итогам весеннего цикла исследований ФОМ.

Весенний отчет показал, что ряды отечественных пользователей сети растут довольно высокими темпами - примерно на один процентный пункт за сезон: осень 2002 г. - 8% (8,7 млн. человек), зима 2002/2003 г. - 9% (9,6 млн.), весна 2003 г. - 10% (11,5 млн.). В результате как по доле интернет-пользователей в населении, так и по их абсолютной численности Россия сравнялась с Бразилией. Хотя еще осенью прошлого года мы отставали от этой страны примерно на три процентных пункта, или на 3 млн. пользователей.

Диаграммы показывают, какое место занимает в результате сегодня наша страна на фоне десяти стран, замеры аудиторий в которых регулярно (каждый квартал) проводит компания Nielsen/NetRatings Inc.

Мы видим, что даже в относительном (процентном) измерении Россия теперь уже не одна, а вместе с Бразилией находится на последнем месте среди рассматриваемых стран, а в абсолютном (численном) измерении мы вместе с все той же Бразилией располагаемся ровно в середине списка.

Интересна структура сетевой активности. Девять из десяти пользователей (10,5 млн. человек) составляют трехмесячную, восемь из десяти (8,9 млн.) - месячную, более половины (6,4 млн.) - недельную, более четверти (3,2 млн.) - суточную аудитории интернета. (Последнее означает, что респондент был в сети не более чем за сутки до опроса.) То есть на территории нашей страны более 3 млн. человек - активные "юзеры". Это люди, ежедневно читающие электронную почту, просматривающие новостные или развлекательные сайты, участвующие в конференциях или делающие через сеть покупки.

Распространенность интернета различается по географии. Например, среди москвичей сегодня пользуется сетью каждый третий (33%), хотя еще осенью прошлого года таких было лишь 27%. На втором месте - Северо-Западный федеральный округ с 17% пользователей от общего числа населения. Однако, если мы берем Центральный округ без учета Москвы, то есть только область, у нас получается 7%. В Северо-Западном округе без учета Петербурга эта доля будет еще меньше. Этот разрыв между городом и периферией характерен для России.

Интересно взглянуть на данные о том, где люди заходят в сеть. На работе интернетом пользуется несколько более высокая доля россиян, чем дома, - 42% против 36%. Особенно велик разрыв между числом входящих во всемирную паутину с работы и из дома в Сибири (40% и 20% соответственно), в то время как на Дальнем Востоке он отсутствует вовсе (30% и 32%). Любопытно, что в Москве большинство пользователей подключаются к сети из дома. Это хороший знак, свидетельствующий о доступности цены трафика и о желании москвичей использовать интернет не только для работы.

Особенно высока доля пользователей среди россиян моложе 25 лет (28%), причем среди молодых москвичей она составляет 63%. Среди россиян с высшим образованием пользуется сетью почти каждый третий (31%), а среди москвичей с высшим образованием - более половины (53%).

Таким образом, наша страна сегодня занимает весомое место в ряду стран с развитой информационной инфраструктурой. Разумеется, полученные результаты не следует переоценивать: в России еще много мест, где если горит лампочка и течет горячая вода - это праздник. Однако показатели аудитории очень важны, причем не только с точки зрения развития интернета. Дело в том, что расширение информационной инфраструктуры, как локомотив, тянет за собой развитие в самых разных областях. Сеть создает такие условия, когда участник просто не может более скрывать ту или иную информацию. Доступно все, а если все доступно, выгодно ничего не скрывать. Следовательно, интернет способствует укреплению гражданских традиций в обществе. Далее, сеть позволяет пользователю играть на самых разных площадках, участвовать в самых разных процессах. Постепенно интернет вовлекает людей и организации в новые виды активности. А это двигает экономику. Кроме того, киберпространство - это рекламный рынок. Пока что он весьма невелик по сравнению, скажем, с телевизионным. Однако все впереди. Темпы развития рунета и, главное, качественные сдвиги в его наполнении вселяют все больше и больше оптимизма.

Полные результаты исследования можно посмотреть по адресу http://www.fom.ru/reports/frames/o0316061.html.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1718
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4246
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2333
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2639

Другие новости