0
954
Газета Интернет Интернет-версия

04.06.2004 00:00:00

Интернет в России: второе дыхание

Тэги: интернет, аудитория, инвестиции


К концу 2003 года обсуждение интернета опять вошло в моду. В этом нет ничего удивительного, ведь впервые после кризиса 2001 года, после двух лет сплошных убытков и разочарований, он стал приносить деньги. Конечно, убыточными были далеко не все сетевые проекты, но все-таки явное большинство, и, что самое главное, среди них оказались наиболее известные и заметные сайты. Объем их прибылей был даже в самом прекрасном, как тогда казалось, будущем несопоставим с расходами, не говоря уже об инвестициях. Однако времена постепенно менялись, и уже к началу 2002 года многие проекты смогли преодолеть последствия кризиса и продолжали набирать обороты. В полную силу о новом подъеме заговорили осенью 2002 года, когда крупнейшие игроки рынка – «Яндекс», а вслед за ним и Rambler – заявили сперва о безубыточности, а потом и о выходе на прибыль.

Выбираем привычное

Пережив второе рождение, интернет снова стал привлекателен для бизнеса, а значит, и для исследователей. Преимущества и сильные стороны сети – скорость коммуникации и ее простота, неограниченность объема и времени контакта, а также информации, передаваемой в ходе этого общения, – никуда не делись. Более того, рост аудитории интернета (а скорость этого роста в России не снизилась после кризиса) сделал все эти преимущества еще более заманчивыми.

В связи с этим победные реляции исследовательских компаний о невероятном (зачастую экспоненциальном) приросте аудитории российского интернета не кажутся удивительными или неожиданными. Но чтобы до конца разобраться в этом феномене, нужно понять, что представляет собой пользователь сети и зачем ему вообще нужен этот интернет.

Основным документом, определяющим общее направление развития интернета в нашей стране, является программа «Электронная Россия». Можно по – разному относиться к самой программе, к ее содержанию, к вероятности ее реализации на практике, но необходимо обратить внимание на следующее: она выражает позицию государства по отношению к интернету и его будущему в этой стране. Вне зависимости от того, насколько успешной сейчас является эта программа, или от того, насколько успешной она будет в дальнейшем, именно заложенные в ней идеи будут определять развитие сети в России.

В первую очередь это идея интернета как коммуникационного канала для взаимодействия населения с властью. Конечно, предполагаются и другие варианты развития – как информационной базы, как торговой точки, как центра совместной разработки, как инновационного катализатора, – однако именно функция коммуникации (причем вертикальной) прописана в программе «Электронная Россия» как основная идея и задача интернета. Именно на это нужно ориентироваться при планировании и проведении исследований.

На практике это выглядит как моделирование аудитории сети на основе отношения пользователей к интернету как к коммуникативному каналу. Действительно, у пользователя всегда существует несколько доступных каналов коммуникации (личное общение, телефон, обычное бумажное письмо, интернет, опосредованное через третьих лиц, и т.д.). Способ общения выбирается каждый раз перед началом коммуникации, в некоторых случаях после долгих раздумий, в других – автоматически, на основании прошлого опыта. Автоматически мы выбираем всегда тот канал, который нам более всего привычен. Здесь работает примерно тот же принцип, что и при выборе марок покупаемых продуктов (например, молока): вторая позиция в мысленном списке вариантов выбирается тогда и только тогда, когда первая недоступна. Соответственно если интернет строится как коммуникативная среда, то его аудиторией будут те пользователи, которые считают интернет основным средством коммуникации, используя его в большинстве контактов.

В этом случае пользователь интернета должен иметь по крайней мере один собственный постоянный доступ в интернет, то есть домашний, офисный или мобильный компьютер с постоянным подключением к сети, который, кроме того, должен являться для пользователя его или почти только его рабочим местом. Также необходимо, чтобы у пользователя был доступ к этому компьютеру не реже одного раза в неделю – иначе не возникает привычки постоянного обращения к этому источнику информации.

В интернете такому определению отвечает «ядро аудитории», а также, хотя и в меньшей степени, недельная аудитория сети. Соответственно именно эти две величины и определят размер аудитории интернета, а следовательно, и его распространение в России в рамках существующей концепции «Электронная Россия». Подобный результат будет не столь оптимистичным, как простой подсчет всех, кто хотя бы раз в жизни видел интернет, но он будет отвечать текущим потребностям в изучении сети и будет отражать реальные границы возможностей коммуникации через интернет.

Точки доступа множатся быстрее

Здесь стоит отметить еще один очень важный момент, касающийся рекламной коммуникации. Основной объем рекламы, приобретаемой в рунете, приобретается на время, рассчитываемое по неделям. Одна-две недели – стандартный срок размещения рекламы на какой-либо площадке в интернете, а следовательно, объем коммуникации считается из недельной (или даже дневной) аудитории, а никак не из месячной и уж тем более полугодовой.

В соответствии с такой моделью размер российской аудитории интернета, по данным системы интернет-статистики SpyLOG, на апрель 2004 года составил 6,8 миллиона человек (рост с декабря 2003 года – 4,9%). Это недельная аудитория, то есть количество пользователей, которые, находясь в России, посещали в течение недели сайты, поставившие у себя счетчик SpyLOG. Данная величина несколько выше действительного количества пользователей интернета в России, поскольку она учитывает не людей, а точки доступа – то есть компьютеры, которые имеют подключение к интернету. В то же время один и тот же пользователь может иметь несколько компьютеров для доступа в интернет, так же как и несколько пользователей могут использовать один и тот же компьютер. Измерения SpyLOG показывают, что в последнее время все более усиливается тенденция к увеличению количества точек доступа у одного человека. Иначе говоря, данные о размере аудитории интернета в России, полученные путем подсчета точек доступа, все время несколько превышают истинный размер аудитории, и с каждым годом этот разрыв становится все больше.

Цифры, которые дает рейтинг Rambler’s Top 100, – 5,5 миллиона человек (рост на 7%) – довольно близки к статистике «Спайлога». Однако при этом следует учитывать, что Rambler’s Top 100, являющийся в первую очередь рейтингом, гораздо жестче остальных счетчиков отсекает любую «подозрительную» статистику, поэтому закономерно, что его данные несколько ниже. Цифры, которые публикует фонд «Общественное мнение», заметно выше – 8,2 миллиона человек (рост на 18,8%), но стоит отметить, что ФОМ использует для измерения интернет-аудитории не счетчик посетителей, а оффлайновые опросы и считает недельной аудиторией тех, кто положительно ответил на вопрос «Пользовались ли вы интернетом хотя бы раз в течение последней недели?».

Рост месячной аудитории сети (то есть пользователей, которые посещали интернет хотя бы раз в течение месяца) в течение 2003 года, по данным SpyLOG и Rambler (эти данные очень близки), составил около 40%, по версии фонда «Общественное мнение» – 52%. Изменение размера аудитории в соответствии с данными ФОМ существенно больше данных SpyLOG и Rambler, а это означает, что количество пользователей интернета растет быстрее, нежели количество точек входа в сеть. В первую очередь это происходит за счет роста числа компьютеров в публичном доступе – в школах, институтах, библиотеках, на почтах, а также в квартирах, где доступ к нему имеют несколько человек.

По мнению Леонида Делицына, ведущего аналитика компании Rambler, рост удельного количества людей, использующих для доступа в интернет один компьютер, будет продолжаться и далее соответственно росту количества домашних компьютеров. Так, например, в Европе количество пользователей на один компьютер на сегодняшний день, по данным UBS Warburg, составляет в среднем около 1,8.

Пределы роста

Для подключения к интернету нужен компьютер, стоимость которого сейчас составляет около 500 долларов, что существенно больше среднего дохода россиянина. По данным IDC, количество проданных компьютеров в России составило за 2003 год около 3,8 млн. штук, включая серверы, рабочие станции, домашние компьютеры и ноутбуки. Необходимо также учесть, что некоторая часть этих компьютеров не используется для подключения к интернету (например, серверы), а другая часть идет на замену существующих. В то же время, по оценкам продавцов компьютерной техники, до двух третей новоприобретаемых компьютеров имеют штатную опцию подключения к интернету. Таким образом, верхний предел подключения пользователей к сети составляет на сегодняшний день 2,5 миллиона человек в год. Еще одним важным фактором является то, что значительная доля этих компьютеров покупается домой, а следовательно, доступ к ним имеют одновременно несколько человек. В целом доли домашнего и корпоративного доступа сегодня примерно равны, однако темпы роста в домашнем сегменте приблизительно вдвое (а в Москве даже втрое) выше, чем в корпоративном.

Таким образом, на развитие рунета влияют одновременно два противоположных фактора. Один из них – это расширение количества пользователей интернета за счет общего увеличения парка компьютеров, как домашних, так и публичных. Второй фактор – это высокая стоимость компьютерной техники и малые темпы наращивания числа ПК. Если в 2002 году было продано около 2 миллионов компьютеров, а в 2003 – около 4 миллионов (при этом из 2 миллионов роста продаж чуть менее 1 миллиона – это переоценка системы исследований IDC, которая стала включать в себя «серый» импорт), то вряд ли следует ожидать, что в 2004 году объем продаж вырастет до 10 миллионов. Даже вполне благоприятные прогнозы говорят о том, что в ближайшее время прирост количества пользователей интернета в России будет исчисляться единицами миллионов человек в год. Повальной интернетизации пока ждать не стоит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2103
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2635
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3033

Другие новости