0
1260
Газета Интернет Интернет-версия

18.06.2004 00:00:00

Сам себе реалити-шоу

Тэги: интернет, творчество, конфликт


интернет, творчество, конфликт Митя Амбарцумян всегда берет камеру с собой.
Фото: ╘ Дмитрий Амбарцумян

Вообще-то отдельному человеку от информации – никакого кайфа. Перспектива «включенности» кажется не проявлением свободы, а актом порабощения – ведь, очевидно, скоро наступит такой момент, когда граждане будут искать не те уголки города, в которых есть беспроводной интернет, а те клочки жизненного пространства, в которых его нет. В ситуации крайней информационной плотности, когда с каждой стены и с каждого монитора к нам обращаются искусственные образы и ценности, человеческая природа жестко требует реальности, гормонов, незамутненного восприятия. Но поскольку сеть – это судьба, остается ждать, когда киберпространство станет более человечным – точнее, более умелым в имитации реальности. Некоторые не ждут, а делают.

Митя и Сега – два сетевых активиста. Друзья, недавние студенты, сейчас оба работают в медиа. Они снимают на недорогую цифровую видеокамеру небольшие фильмы о своей жизни, монтируют ролики, накладывают музыку и вывешивают это на свой сайт www.gonza.ru. Получается приятно, смешно, очень личностно, порой сентиментально. Изначально авторы хотели создать сайт «для своих». Ролики делаются без напряжения, без претензии, в порядке простого получения удовольствия. Дмитрий Амбарцумян рассказал, что фильмы рождаются спонтанно, на волне той или иной эмоции. Во многом они – как бы наброски к чему-то более обобщающему, концептуальному. Именно эта простота и приватность оказались залогом интереса более широкой аудитории, чем только компания друзей. Сайт регулярно смотрят тысячи пользователей. Причина популярности – это, во-первых, видеоряд. Смотреть по сети видео – это свежо, интересно, необычно. Тем более – смотреть про приключения и путешествия. Во-вторых, искренность авторов. Поток сознания, воплощенный в видеоряд, каждый интерпретирует как хочет. Митя и Сега не хотят казаться, а пытаются быть.

В сущности, все ролики – о поиске интересного, о попытке отнестись к обыденности творчески. Насколько это интересное интересно всем, покажет время. В данном случае важно не содержание, а форма – именно в форме и есть главный месседж. Сама идея – хороша и не очень затратна: чтобы иметь возможность снимать такие фильмы, нужны цифровая камера любительского класса и компьютер, достаточно мощный для того, чтобы редактировать видео. И, конечно, выделенная линия. Имя сайта ассоциируется с гонзо-журналистикой – культурным течением или скорее стилем жизни, придуманным в 60-е гг. американцем Хантером Томпсоном, автором культового романа «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Классическая гонзо-журналистика заключается в следующем: получить задание от редакции сделать репортаж о неких событиях, собраться в дорогу, взять с собой много психоактивных веществ и предаться потоку чувств и неожиданных событий, а потом описать свой уникальный опыт, не зацикливаясь на заданной теме. Люди, которые занимались в США подобными экспериментами, эти битники и революционеры, всегда сознательно шли на конфликт. Идея заключалась в том, чтобы познать пределы своей свободы, заигрывая с реальностью и выворачивая наизнанку то, что кажется абсолютно привычным. Битники искали новое сознание и делали это куда более ожесточенно, чем более поздние безвольные, размякшие хиппи.

Едва ли Митя и Сега сознательно идут на конфликт – за них это сделали американские экспериментаторы 60-х. Вместе с тем авторы «Гонзы» любят путешествовать, любят и хорошо знают электронную музыку, технически продвинуты и имеют журналистское образование. «Гонза» продолжает традицию новой журналистики, которая заключается в максимально личностном подходе и отсутствии контроля и директивы со стороны. Созидающий импульс здесь – это не «повлиять» и не «информировать», а «поделиться» и «развеселить». Самое индивидуальное и личностное становится самым всеобщим, потому что любая аудитория состоит из отдельных душ, и у каждой души – потребность в интересном, уютном, забавном. На эротические сайты идут миллионами – это массовое сознание и коллективное бессознательное. На «Гонзу» миллионы ходить не будут, потому что миллионам не нужны изысканность и оригинальность.

«Гонза» – идеальный пример легкой и доступной реализации творческих способностей личности с помощью интернета. Хочется, чтобы этот проект вызвал к жизни подражания или конкуренцию. Наполняя собой киберпространство, индивидуальные артпроекты шаг за шагом делают виртуальную реальность более комфортной и готовят качественную революцию. Ролики, будучи законченными произведениями, вместе с тем становятся поводом для того, чтобы спровоцировать обсуждения, коммуникации, чувства и т.д. Это своеобразная партизанщина в сети – конкретные пользователи (не владельцы СМИ и не модераторы) в свое удовольствие делают аполитичный ресурс, который способен собрать большую аудиторию и становится альтернативой классическим электронным медиа, организованным по принципу односторонней коммуникации. Максимальное обобщение, пафос масштаба и имитация авторитета – это те атрибуты классической модели СМИ, которые набили людям оскомину. Исподволь возникает желание бунта, отказа, выключения и избегания. Кажется, «Гонза» хочет примирить душу и виртуальность, предлагая очень красивый и заманчивый вариант участия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1524
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3920
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2179
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2456

Другие новости