0
1575
Газета Интернет Интернет-версия

02.07.2004 00:00:00

Хоббиты в Мордоре

Тэги: бадахшан, интернет, музыка, популярность


бадахшан, интернет, музыка, популярность Первый альбом группы «Бадахшан» скоро увидит свет.

Какие у гастарбайтеров из горной страны Бадахшан, приехавших на заработки в Москву, шансы стать известными музыкантами? Здравый смысл подсказывает – нулевые. Меж тем выходцы из высокогорного кишлака Дарвоз на границе с Афганистаном, соорудившие инструменты из ножки стула, куска фанеры и железной миски, смогли спустя несколько месяцев после своего приезда в Россию выступить в Лужниках на празднике «МК» и готовятся к сольному концерту в клубе «Билингва». Как это могло случиться? Во всем виноват интернет.

Интернет стал преемником телевидения на шкале эволюции медиа, и именно поэтому их часто сравнивают. Телевизионная реальность основана на тотальном продюсировании. Ставки слишком высоки, все заранее просчитано, и в итоге любой продукт телевидения превращается в гротескную пародию на свою первоначальную идею. Интернет – это другой полюс. Здесь есть непредсказуемость. Между человеком, который хочет поведать свою историю публике, и конкретным воплощением его замысла нет никаких барьеров. Сеть по природе своей свободна от условностей вроде формата, и именно через киберпространство сейчас приходит все самое свежее и необычное. Интернет-реальность – это осколки большой неизвестной правды, которая и есть жизнь.

Смелые и нетривиальные явления внезапно становятся самыми актуальными, потому что они пришли не из головы пресыщенного сценариста или продюсера, а из окружающей действительности. Трое рабочих-памирцев из группы «Бадахшан», которые живут в сарае под Москвой и развлекаются тем, что играют песни своей горной страны, оказались самым реальным, что появилось на русском музыкальном пространстве в этом году.

Бадахшан – это область в Таджикистане, в горах Памира, на границе с Афганистаном. Там соединились несколько культур, об этом можно судить по происхождению песен. Есть песни иранские, таджикские, памирские и индийские. Некоторые – народные, часть песен написал Фазилатшо, поэт и садовник. Например, песню о низкой зарплате учителей. Но в основном – про любовь и про тоску по родному краю, и о том, что друзья пошли не те.

Они не профессиональные музыканты, а простые люди из горного кишлака, которые приехали в Москву на заработки. Милиционеры при встрече отбирают у них деньги. Скинхеды запрещают им ходить в магазин и избивают. Когда они впервые попали в Москву, то боялись выйти из машины, словно хоббиты в Мордоре. В Подмосковье они подрабатывают тем, что копают котлованы под фундаменты, ухаживают за садами и собирают велосипеды из ржавых деталей. Для себя они пишут стихи и поют песни. Все говорят, что музыка идет им гораздо больше, чем стройка. Как занятие, как средство заработка и как миссия.

Название их кишлака – Дарвоз – означает «Открытые ворота». Бадахшанцы – великодушный и гостеприимный народ. В благодарность за разрешение жить в теплом сарае они дали хозяевам небольшой комнатный концерт. Хозяевам понравилось. На следующий концерт позвали еще нескольких гостей. Среди тех, кто услышал их музыку, записанную в сарае на мини-дисковый диктофон, оказалась Соня Соколова, главный редактор сайта Zvuki.ru. Пройти мимо этой честной и открытой музыки Соня не могла. На сайте появилась статья и несколько песен в формате MP3. Через неделю эти песни уже растащили по пиратским MP3-серверам, а группу «Бадахшан» позвали на праздник «МК» в Лужники и на фестиваль «Этнолайф» в саду «Эрмитаж». Если бы не интернет, памирцы до сих пор бы прозябали в глуши и вкапывали опорные столбы дачных заборов в водянистый суглинок. Они появились так быстро, что «Яндекс» до сих пор не может обнаружить про них никакой информации и видит лишь несколько переписанных пиратами треков. Только самые быстрые поисковые системы – Google и Rambler – на запрос «Бадахшан» выдают нужные ссылки и адрес сайта, посвященного группе – http://badahshan.org.

В Бадахшане нет интернета, и три музыканта, приехавшие в Москву, совсем не думали завоевывать с его помощью аудиторию. За них это сделали другие, те, кто понимает, что сегодня сеть – это единственное медиа, которое способно содействовать появлению и становлению независимых артпроектов. Но за пределами интернета, в реальном мире, правят условности, в свете которых ансамбль «Бадахшан» – это всего лишь три таджика-гастарбайтера, а не берущая за душу музыка Памира. Скинхеды все так же сторожат у магазина и угрожают расправой. Соседка жалуется на шум. Жаль, но, возможно, скоро Фазилатшо, Мирзо и Амоншо придется уехать обратно в кишлак, где, как они пишут, «данный время очень много трудности». Возможно, единственные, кому будет по-настоящему не хватать их, – это птицы, собирающиеся над сараем послушать мелодии из теплых краев. С наступлением холодов бадахшанские гастарбайтеры, обернувшиеся музыкантами, отправятся в теплые края, как и птицы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1904
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4539
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2475
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2830

Другие новости