0
1546
Газета Интернет Интернет-версия

26.11.2004 00:00:00

Побег от реальности

Тэги: интернет, виртуализация, болезни


С развитием интернета значение общения в процессе производства информации возросло многократно. Аудитория СМИ получила право голоса, обрела возможность не только влиять на формирование повестки дня, но и непосредственно участвовать в создании содержания журналистских материалов. Однако вовлеченность аудитории в процесс виртуальной коммуникации сопряжена с риском возникновения «болезней интернета». Среди них «побег от реальности», или «эскапистское поведение». Об этой проблеме впервые заговорили в связи с исследованиями телевизионной аудитории. По сравнению с телевидением сеть интернет обладает существенно большими возможностями «погружения» аудитории в «альтернативную реальность».

Основное преимущество интернета – интерактивность, которая не ограничивается традиционными письмами и звонками в редакцию, но позволяет пользователю в режиме реального времени участвовать в создании содержания данного конкретного проекта, одновременно обсуждать с участниками творческого процесса его ход, корректировать направление развития сюжета в самом широком смысле этого слова. Таким образом, зритель превращается в соавтора, полноправного участника процесса творческой коммуникации. Результатом этого процесса является рождение нового сегмента содержания сайта. Однако процесс превращения пассивного зрителя в активного соавтора таит в себе множество опасностей, связанных с изменением статуса сети в глазах пользователя – вместо инструмента, канала общения она становится средой обитания. Как следствие возникает тенденция полного погружения человека в сеть, что может привести к определенным социальным расстройствам – нарушению нормального общения в реальной жизни и возникновению ряда патологий.

Среди общесетевых дисфункций необходимо назвать анонимность и следующую за ней подмену виртуальной личностью личности реальной, разложение личности пользователя на несколько составляющих, часто в соответствии с ролевыми моделями. Кроме того, в связи с возрастными особенностями сетевого сообщества среди прочих дисфункций можно выделить гиперсексуальность и грубость, а также общую безграмотность. Наконец самая опасная «злокачественная» патология – это потеря интереса к реальности или тенденция «полного погружения». На данный момент это болезнь крупных городов – информационных центров. Ее развитие ограниченно каналами связи, техническим проникновением сети в России.

Сегодня, когда очевидно влияние интернет-продукта на массовое сознание, на первый план выходят вопросы ответственности интернет-коммуникаторов за производимый продукт (контент). Особого внимания заслуживают особенности интернета как новой среды существования содержания, среды, диктующей собственную, уникальную структуру содержания, предполагающую совместное творчество собственно автора и соавторов, каковыми являются все потенциальные потребители данного контента. Это совместное творчество осуществляется в процессе общения. Иными словами, ответственность производителей контента должна проявляться в первую очередь в организации интерактива.

Обычно в ходе виртуальной коммуникации создатель контента сознательно или бессознательно провоцирует один из двух процессов: процесс погружения в виртуальное пространство (как правило) или процесс активизации интереса к реальности (крайне редко). В первом случае зрители и соавторы проходят только один этап – этап погружения, во втором с ними происходят две последовательные трансформации: этап погружения и этап выхода, что вырабатывает у них иммунитет к полному погружению, так что для тех, кто прошел эти два последовательных этапа, риск впасть в интернет-кому предельно мал.

Создатель контента, стимулирующий погружение, ставит перед собой две задачи:

1) спровоцировать обращение пользователей к данному ресурсу посредством рекламы и сформировать комьюнити ресурса;

2) спровоцировать аудиторию ресурса на виртуальное общение, в том числе с помощью призов и других способов материальной стимуляции.

Если же предполагается стимулировать интерес к реальности, то у создателя контента появляется еще одна, гораздо более сложная задача: спровоцировать аудиторию к реальному общению, то есть перевести его на качественно новый уровень, превратить в комьюнити смешанного типа, сохраняющее общность равно в реальности и в виртуальном пространстве.

Именно в зависимости от позиции и усилий создателя контента определяется статус сети для конкретного пользователя: инструмент для общения или среда обитания. При определенных условиях, как технических (более широкое распространение интернета в России, улучшение каналов связи), так и социопсихологических (напряженные отношения в семье, возникновение трудностей в социальной адаптации, физической неполноценности пользователя), отсутствие культуры виртуального общения неизбежно приведет к тому, что интернет окончательно перестанет быть инструментом и превратится в самодостаточную среду обитания. Феномен полного погружения уже становится серьезной социальной проблемой – наряду с алкоголизмом, наркоманией и другими формами ухода от реальности. В зависимости от статуса сети определяется и статус формируемого сообщества: будет ли оно виртуальным, органическим или сообществом смешанного типа, то есть равно существующим в реальном и виртуальном мире.

Я пригласил побеседовать на эту тему двух весьма заметных деятелей российского интернета – Антона Носика, главного редактора информационного ресурса MosNews.com, и Ивана Засурского, заместителя генерального директора интернет-холдинга Rambler.

Антон Носик. Я человек не академический, но тем не менее образование получил высшее медицинское. А потому для меня абсолютно неприемлемо нарушение терминологии. Патология – это медицинский термин, наука об изучении болезней. Когда я услышал, что в результате каких-то интернет-практик развивается аутизм, я зашел на сайт Аутизм.ру и прочел там следующее: «Аутизм отнесен к разряду неспецифических нарушений развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в виде неприятия изменений окружающего, либо неадекватной привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и галлюцинаций». До 30 месяцев ребенок вряд ли будет пользоваться интернетом. К тому же на Западе существует масса литературы о лечебных свойствах интернета для аутистов.

 

– Правда ли, что виртуальное сообщество не стремится к реальному общению?

 

Иван Засурский. Нет, конечно нет! Виртуальное общение – сугубо промежуточная вещь! Это способ общения для тех, кто уже общается в реале, и для тех, кто собирается там общаться. Хотя чем больше сообщество ресурса, тем больше процент тех, кто на этой промежуточной стадии «зависает». Люди приходят на сайт за какой-то определенной информацией, и часто бывает, что это информация, где найти кого-либо. Например, если ты пришел на сайт Авто.ру, то скорее всего ты хочешь либо найти хорошего мастера для своей машины, либо купить-продать машину, либо тебе нужны какие-то запчасти, либо у тебя что-то случилось и ты не знаешь, что это такое┘

 

– Кому выгодно усиление «тенденции к полному погружению» в виртуальное пространство?

 

И.З. Силы такие, безусловно, есть. Я не считаю, что традиционные СМИ способствуют развитию индустрии интернет-коммуникации. Массовые СМИ работают сами на себя. Скорее «погружение» и формирование комьюнити, то есть объединений людей, которые постоянно общаются между собой и связаны едиными интересами, выгодно компаниям, производящим те или иные продукты. Им нужно иметь сообщество, лояльное к их продукции. Это гарантирует прибыль. И облегчает манипуляцию потребителями. Но этот процесс в России еще только-только начинается, компании-производители еще не платят за это.

 

– Является ли интернет-интерактив инструментом, очередным каналом общения или претендует на статус среды обитания?

 

И.З. Я считаю, что в идеале интернет должен стать средой обитания. Мне кажется, что пока этого не произошло. У нас в России такой плохой климат, особенно зимой, что было бы хорошо иметь возможность побольше находиться в теплом помещении и решать вопросы дистанционно. Для меня, честно говоря, важно иметь возможность связаться с тем или иным человеком. В зависимости от этого я подбираю канал общения. Мне, например, нужно связаться с очень известным философом. Он живет в Париже. Я в это время нахожусь в Женеве. Единственное, что я смог найти, – это адрес его электронной почты. Если бы у него была «аська», то я бы в «аське» с ним пообщался. Но у меня был случай, что в каком-то комьюнити я нашел людей, с которыми потом подружился. Мы общаемся за пределами сети, а интернет-общение я использую как замещение обычного общения, так как не всегда могу встретиться с ними. И способность получать удовольствие от реального общения не исчезает. Наоборот, общение через интернет имеет смысл и доставляет удовольствие только тогда, когда ты настолько хорошо знаешь человека, что, даже имея ограниченный канал (например, 146 знаков в «аське»), ты можешь чувствовать, что сидишь рядом с этим человеком. Кроме того, общение через интернет-пейджеры ни к чему не обязывает в отличие, например, от телефонного звонка, который обязательно должен иметь цель.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
181
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
182
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1787
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1334

Другие новости