0
1611
Газета Интернет Интернет-версия

24.06.2005 00:00:00

Большая перемена

Тэги: интренет, рамблер, опрос, образование


интренет, рамблер, опрос, образование

Каждую весну тысячи молодых людей покидают стены родных школ и делают свои первые шаги во взрослой жизни. Конец июня – горячая пора для выпускников и их родителей, педагогов и репетиторов, сотрудников приемных комиссий вузов. Это пора тополиного пуха, выпускных балов, получения аттестатов, подачи документов. Момент истины для «преподавателей вузов с гарантией поступления» и тех, кому «платят только поступившие».

Именно в это время бывшие школьники с заботливо собранной папочкой документов делают решающий шаг на порог приемной комиссии и превращаются во взволнованных абитуриентов. Для одних этот шаг знаменует собой преодоление первой карьерной ступени – с бесконечным изматывающим репетиторством, посещением олимпиад, дней открытых дверей, бесконечными вариантами письменных экзаменов прошлых лет и страхами перед собеседованием, на котором «непременно зарежут, потому что у них план, а у меня – пятый пункт». Для других выбор вуза сродни «нелегкому» решению, куда пойти в пятницу вечером – чтобы друзья вокруг, клуб престижный да тусовка что надо... Впрочем, у нынешних абитуриентов скорее всего в ходу совсем другие термины.

Как известно, «каждый выбирает по себе», и для одних главным условием становится возможность получить интересную специальность, для других – высокооплачиваемую или престижную профессию. За некоторых все решают родители или знакомства в вузе, другие все внимание концентрируют лишь на приемлемом проходном балле или возможности устроить личную жизнь (помню, как я завидовал «всему богатству выбора» одноклассника, поступившего в пединститут, и как удивлялся тому, что «альтернативы нет» – одноклассник на втором курсе женился на старой школьной знакомой). И хотя на первый взгляд вступительные экзамены в вуз выглядят как конкурс, когда будущая alma mater придирчиво выбирает лучших, на самом деле этот выбор можно назвать взаимным – сначала мы выбираем вуз, а потом вуз выбирает нас.

Каковы же критерии выбора вуза, насколько они оказываются оправданными три, пять, десять, тридцать лет спустя? Ответы на эти вопросы интересовали организаторов опроса посетителей интернет-портала Рамблер. В преддверии вступительных экзаменов в вузы опрос под «говорящим» названием «Высший выбор» собрал мнения 17 тысяч человек о том, что именно было для них главным критерием при выборе вуза и как изменилось (если изменилось) это видение сегодня. Результаты опроса представлены в виде графика.

Выяснилось, что свыше 40% респондентов при выборе вуза руководствовались интересом к будущей специальности, а еще примерно около 10% – престижностью профессии. Для 9% решающим было мнение родителей, примерно столько же сочло главным фактором доходы будущей специальности. Около 5% опрошенных признались, что поступали «по блату» (то есть главным в выборе оказалось наличие «лапы» в вузе), столько же поступали просто «за компанию». 4% сочли главным фактором возможный карьерный рост, остальные мотивы, включая полномочия будущей профессии и возможность устроить личную жизнь, набрали менее 3% голосов.

При анализе ответов на следующий вопрос – «а чем бы люди руководствовались сейчас, выбирая вуз?» – картина заметно изменилась. Но первом месте со сравнимым результатом (около 38%) по-прежнему профессиональные интересы и знания, а вот на второе место выдвинулись соображения доходности (29%), обогнав карьерный рост (12%) и престижность профессии (8%). Все остальные варианты ответов набрали каждый менее 3% голосов.

В ходе опроса респондентам также был задан вопрос о времени их поступления в вуз. Это дало возможность при обработке результатов пусть достаточно грубо, но все же разделить всех отвечавших на несколько больших групп – абитуриентов нынешних и будущих, нынешних студентов, студентов «рубежа веков», студентов 90, 80 и даже 70-х годов прошлого века – и посмотреть, чем они руководствовались при выборе профессии и насколько правильными они считают эти мотивы сегодня.

Удивительно, но, несмотря на весь прагматизм нашего времени, интерес к будущей специальности по-прежнему остается главным аргументом при выборе профессии. Однако, если в 70-е годы около 60% поступающих в вузы руководствовались только интересом к будущей профессии, то среди нынешних студентов только каждый третий ставит это во главу угла. Сегодня к «просто» интересу примешивается интерес к доходу, увеличившись со скромных 4% у «семидесятников» до 14% (почти каждый седьмой) у нынешних студентов, и карьере – 2% у семидесятников и 8% у нынешних студентов. Несколько выросла доля престижа профессии при неизменном весе мнения родителей – около 10%. Интересно, что у студентов «рубежа веков» существенно большую роль при выборе играли соображения конкурса и проходного балла, а также наличия знакомств в вузах – альтернатива «вуз или армия и Чечня» приводила к результату «любой студбилет любой ценой».

Если рассматривать ответы разных поколений студентов на вопрос о приоритетах выбора вуза сейчас, то разница между поколениями не так заметна. Все ставят на первое место профессиональные интересы, на второе – доходы, на третье – соображения карьерного роста. Правда, «семидесятники» и тут оказываются романтиками – в их ответах престижность профессии ценится выше карьерных возможностей. А вот для студентов 80-x годов доходы практически сравнялись по важности с интересом к специальности – вероятно, для них, нынешних наиболее социально активных россиян, проблема «добычи всеобщего эквивалента» стоит особо остро. Да и молодежь начинает теснить по службе...

А что же абитуриенты будущие и нынешние? Чем руководствуются они при выборе специальности? Если говорить кратко, то их мотивы – это смесь романтизма семидесятников и прагматизма нынешних студентов. Судите сами – чуть меньше половины абитуриентов-2005 выбирают вуз, основываясь на интересе к профессии, но при этом около 30% во главу угла ставят либо доход, либо престиж специальности. Только 6% считаются при этом с мнением родителей (зачастую тех самых «семидесятников»). И если нынешние абитуриенты достаточно реалистично рассматривают проходной балл и конкурс как основной фактор выбора в 6% случаев, то у абитуриентов потенциальных – нынешних десяти- и девятиклассников – проходной балл вообще не фигурирует в системе ценностей (менее 1%). Эх, молодо-зелено... Хотя, с другой стороны, – может быть, это один из индикаторов «нового общества», в котором диплом уже не является альтернативой погонам и тем более не выступает в роли «сохраняющего жизнь». Кто знает...

У читателя уже, наверное, формируется вывод, что суровая правда жизни существенно корректирует взгляды и принципы когда-то наивных абитуриентов и потребность в хлебе насущном, карьерном росте и престижной профессии – основное, что надо принимать во внимание юношам (да и девушкам тоже), обдумывающим житье. Безусловно, это так, но помимо этого лежащего на поверхности, циничного вывода хотелось бы акцентировать внимание на нескольких позитивных моментах. Во-первых, основным фактором выбора вуза все-таки был и остается интерес к профессии. Во-вторых, рост внимания к доходам и престижу специальности – фактор положительный, помогающий создавать и развивать нормальный рынок трудовых ресурсов. И в-третьих, если сейчас на вопросы в интернете отвечают абитуриенты сегодняшние, значит, их родители, студенты семидесятых и восьмидесятых, «все правильно сделали» – смогли получили специальность, нашли работу, создали семью, вырастили и воспитали детей и даже купили им компьютер... А то, что сейчас хочется «как лучше», – так ведь всем родителям всегда этого хочется. Вы же помните, студенты 70-х?

Как учились сильные мира сего

Владимир Путин. Больше всего будущий президент ненавидел физику, математику и химию. Учителя считали его слишком шустрым и неорганизованным. За неудовлетворительное поведение его не сразу приняли в пионеры. Разгильдяйство продолжалось класса до шестого. Потом будущий глава государства взялся за ум и с тех пор начал учиться без троек.

Джордж Буш-младший. Уже за первую письменную работу по литературе, написанную в Андоверском университете, Буш получил ноль с грозным комментарием преподавателя: «Отвратительно! Позор!» Каково же было удивление сокурсников и тем более педагогов, когда двоечник Джордж поступил в Йельский университет. Впрочем, по-другому и быть не могло – ведь именно на этой «фабрике американского истеблишмента» учился Буш-старший.

Герхард Шрёдер. Считал учебу абсолютно бесполезным времяпрепровождением. В 14 лет он и вовсе бросил школу, решив, что пора зарабатывать деньги. Однако вовремя понял, что без образования добиться успехов будет сложно. С трудом поступил на юридический факультет Геттингенского университета. Учеба шла со скрипом. «Хорошо, что хоть писать умеет без ошибок», – пошутил как-то брат канцлера Лотар Фесселер.

Ким Чен Ир. В 8 лет его отправили в школу. Учился неплохо – педагогов поражал его сверхвысокий уровень интеллекта, или IQ, как сказали бы сегодня. Однако, еще будучи школьником, маленький Ким стал заядлым курильщиком и пристрастился к спиртному.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1685
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4186
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2306
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2605

Другие новости