0
983
Газета Интернет Интернет-версия

22.07.2005 00:00:00

Чем интернет России прирастать будет?

Тэги: интернет, подключение, статистика


Как и многие технологические новинки XIX и XX веков – железные дороги, электрическое освещение, метрополитен и даже кубик Рубика, – интернет начал распространяться в России со столиц. Но, появившись в первые годы 1990-х в Москве и Петербурге, он вскоре стал активно проникать и в регионы – так сейчас называют то, что в начале века минувшего патриархально именовали провинцией.

В разное время региональное распространение интернета шло под разными флагами. Сначала, как и в столицах, это были научные сети, связывавшие академические и образовательные центры России – Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар, Омск. Затем, с ростом рынка доступа в интернет и увеличением числа dial-up провайдеров, часть из них начала предоставлять свои услуги и за пределами столиц. Эти услуги в первую очередь ориентировались на «плавающих и путешествующих» московских и зарубежных бизнесменов, которые в то время осваивали бескрайние просторы страны.

Дело было сделано – во многих российских городах появилась возможность выйти во всемирную сеть. Кроме того, местные предприниматели увидели в интернете еще одну возможность для развития бизнеса и не преминули этим воспользоваться. Начался бурный рост региональных интернет-компаний.

В качестве примера приведем данные рейтинга-классификатора Rambler’s Top100: если в 2001 году сайты региональных компаний составляли треть от общего количества участников категории «Связь», то к 2004 году их доля составила 50%. Разумеется, вклад в эту тенденцию внесло и развитие мобильной связи в России, но не оно одно. Местные телефонные сети начали предлагать пользователям услуги доступа в интернет, появились местные компании-провайдеры, специализирующиеся на всем комплексе интернет-услуг – организации доступа в интернет, подключении корпоративных пользователей, создании и поддержке веб-сайтов для местных заказчиков, проведении рекламных кампаний.

В июле этого года состоялась VI ежегодная конференция «Интернет и электронный округ», проведенная компанией «Самара-интернет» и посвященная развитию информационных структур регионального уровня. Конференция продемонстрировала, что развитие рынка телекоммуникационных услуг в регионах России заметно отличается от развития рынка Москвы и Петербурга. Местные операторы не только активно продвигают услугу ADSL (широкополосный доступ в интернет по телефонным линиям без занятия телефона), известную москвичам по рекламе «Интернета для мальчиков и девочек», но и идут дальше.

Например, в рамках следующего поколения той же технологии, ADSL-2, предлагается полная информатизация всего жилища по одной паре телефонных проводов. Помимо традиционной телефонии и доступа в интернет, абонент этой услуги теперь может смотреть цифровое кабельное телевидение и пользоваться услугами IP-телефонии, столь привлекательной ценами на междугородные и международные звонки. Эта услуга, называемая на языке операторов «Triple Play» (Тройная игра – интернет, телефон и ТВ), недавно считалась экспериментальной, а сейчас становится обычным коммерческим продуктом. Ее предлагают абонентам и «Самара-интернет», и Городская телефонная сеть Казани.

Есть несколько причин того, что передовые технологии так стремительно проникают именно в регионы. Одна из этих причин, как ни странно, – запущенное состояние местных сетей связи: пресловутая проблема «последней мили» в российских регионах зачастую еще острее, чем в столицах. В большинстве случаев оператору экономически выгоднее заново построить одну приличную цифровую сеть и использовать ее для предоставления всех видов услуг, чем латать две или три разные кабельные системы прошлого века. Другая возможная причина такова: в относительно небольших (по сравнению с Москвой) городах проще вводить новую услугу и организовать поддержку абонентов. А для новых технологий хорошая поддержка пользователей зачастую является определяющим фактором успеха. Наконец, третья из возможных причин – более высокий инновационный потенциал российских регионов. При всей претенциозности этого термина нельзя не согласиться с тем, что и в доинтернетовскую эпоху многие талантливые изобретатели, ученые и инженеры начинали свой путь именно в провинции, своеобразные условия которой воспитывали их пытливый ум. И это во многом помогло им если и не добиться успеха в жизни, то по крайней мере оставить след в истории развития цивилизации.

На региональном рынке интернет-доступа одновременно присутствует множество различных технологий. Например, «Самара-интернет» предоставляет клиентам доступ к интернету по модему, выделенным линиям, цифровым сетям и даже беспроводной доступ. При этом все технологии находят своего потребителя. В этом еще одно отличие регионального рынка от рынка столичного, где технология широкополосного доступа к сети серьезно теснит традиционный доступ по модему. Во многом это отличие связано с состоянием «последней мили». Кроме того, при активном интересе населения к интернету люди стараются подключиться к сети с помощью любых средств и пытаются сэкономить на всем – например, на оборудовании или стоимости выделенной линии.

Еще одна особенность регионального развития интернета – особая роль домовых сетей. Изначально такие сети создавались как сообщества владельцев компьютеров в доме или микрорайоне, «клубы по интересам» для сетевых игр и обмена файлами. Однако эти сети быстро эволюционировали и превратились в особый класс интернет-провайдеров, которые успешно конкурируют с «классическими» операторами рынка (местными телефонными сетями и телекомами) во многих регионах страны. Более того, многие региональные домовые сети стали вполне прибыльными коммерческими предприятиями и теперь привлекают местных инвесторов.

Интерес к интернету в регионах действительно велик. По данным фонда «Общественное мнение», в Приволжском федеральном округе число людей, желающих начать пользоваться интернетом в течение этого года, составляло на начало 2005-го 900 тыс. человек – рекордный показатель среди федеральных округов страны. По данным Российского центра регистрации доменов RU-CENTER, за 2004 год среди российских доменов (имен сайтов с окончанием.ru) число региональных доменных имен увеличилось на 3%, а более половины всех адресов компьютеров, выделенных в 2004-м российскому сегменту интернета, пришлось на сети, расположенные за пределами Центрального федерального округа. Во многих регионах, в том числе и в Поволжье, приняты собственные программы информатизации органов местного самоуправления, а местная власть активно участвует в построении региональных сетей и поддерживает интернет-операторов.

Приведенная статистика – хороший залог того, что вынесенный в заголовок вопрос для российского интернета по-прежнему актуален.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1580
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4026
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2230
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2507

Другие новости