0
1080
Газета Интернет Интернет-версия

22.07.2005 00:00:00

Коммерсанты обживают сеть

Тэги: интернет, развитие


интернет, развитие Источник: данные опроса пользователей портала Rambler, весна 2005 года

Уровень развития интернет-индустрии можно охарактеризовать множеством показателей – только в статистике Европейского союза их более 30. Среди основных параметров – общее количество пользователей интернета в стране, объем регулярной аудитории, число домашних и корпоративных пользователей, число хостов (компьютеров, подключенных к интернету), число абонентов широкополосной связи, число ресурсов, использующих SSL-протоколы, и общее число сайтов. Сравнение этих показателей в разных странах позволяет понять тенденции и общее состояние новой коммуникационной среды.

Российский сегмент интернета растет и количественно, и качественно. В киберпространство приходят новички, а более опытные пользователи предлагают новые виды активности и расширяют возможности интернета. Они все чаще воспринимают сеть как средство для быстрого и удобного решения практических задач и стремятся расширить круг этих задач, тем самым порождая спрос на новые, более качественные и разнообразные сервисы. В результате существующие ресурсы стремятся расширять спектр предоставляемых услуг, встречая серьезную конкуренцию со стороны вновь созданных проектов.

Общий объем российского сегмента сети проще всего измерить с помощью рейтинга Rambler’s Top100 (http://top100.rambler.ru). Общее количество участников этого рейтинга за год выросло на 19% и к июлю 2005 года составило 146,8 тысячи активных сайтов. Под активными сайтами имеются в виду ресурсы, где за неделю побывал хотя бы один посетитель. В семи категориях прирост за год превысил 30%, в 23 – превысил 20%.

Быстрее всего увеличивалась численность ресурсов в категориях сектора «Товары и услуги». Из десяти самых быстрорастущих категорий Rambler’s Top100 пять относятся именно к этому сектору: «Строительство» (39% прироста с июля 2004 по июль 2005 года), «Недвижимость» (37%), «Товары и услуги» (35%), «Реклама» (32%) и «Электронная коммерция» (23%). Общее число сайтов в категории «Товары и услуги» превысило 11 тысяч, в категории «Строительство» – 6 тысяч. Если же сохранятся 35-процентные темпы роста в более специализированной категории «Строительство», то уже к 2008 году в рунете появится 10 тысяч строительных сайтов.

В то время, как число сайтов, посвященных строительству и недвижимости, бурно растет, в одной из самых популярных категорий рейтинга – «СМИ и периодика» – рост практически отсутствует. Летом 1999 года число информационных ресурсов почти втрое превосходило число ресурсов в категории «Недвижимость», однако к лету 2005 года риелторских сайтов в интернете стало заметно больше, чем газетных.

Интернет как СМИ относительно освоен уже с начала этого столетия. Во многом дальнейшее развитие категории будет связано с продвижением широкополосной связи, а также с развитием самой культуры пользования сетью. А вот в промышленности и торговле все наоборот: оказалось, что для продажи недвижимости и стройматериалов интернет открывает совершенно новые возможности.

Эту тенденцию иллюстрирует и количественный бум в категории «Строительство». Особенно заметен рост числа строительных сайтов по сравнению с более умеренной динамикой в развлекательном секторе. Например, в одном из самых старых и крупных развлекательных разделов рунета – музыкальном. В 1999 году в российском интернете было в пять раз больше музыкальных ресурсов, чем строительных – 1097 против 239. Но число строительных ресурсов росло существенно быстрее и в настоящее время почти вдвое превосходит число ресурсов музыкальных – 6124 против 3708. При этом строительные сайты пользуются относительно умеренной популярностью – не более 10 тысяч посетителей в день, а музыкальные ресурсы ежедневно посещают до 40 тысяч человек.

Источник: данные рейтинга Rambler's Top100Российский интернет растет и качественно. Это наглядно демонстрируют устойчиво высокие темпы роста в трех категориях – «Фото», «Игры» и «Электронная коммерция». Активное развитие таких сайтов указывает на рост проникновения широкополосной связи и конвергенцию технологий. В качестве примера можно взять категорию «Фото». За год она выросла на 33% – это связано с тем, что все больше пользователей интернета пользуются цифровыми фотоаппаратами. Так, 46% из 49 тысяч пользователей рунета, принявших участие в февральском опросе на портале Rambler, ответили, что владеют цифровыми фотоаппаратами, в то время как 37% оказались владельцами пленочных камер. Еще у почти 8% опрошенных цифровая камера встроена в мобильный телефон.

Аналогичный опрос, проведенный в июле, продемонстрировал чрезвычайно быстрое изменение этих показателей. Доля обладателей цифровых фотоаппаратов выросла до 62%, доля обладателей пленочных – упала до 21%, а мобильный телефон со встроенной камерой есть уже у 9% пользователей сети. Разумеется, речь идет только о тех, кто принял участие в опросе, однако изменение соотношений говорит само за себя. По данным исследовательского агентства iKS-Consulting, рост продаж цифровых камер в 2004 году составил 265%, а общие продажи в 2005-м ожидаются на уровне 2,5 млн. камер.

Помимо фотографии, широкополосной связи требуют ресурсы категорий «Игры» (рост числа сайтов на 22%) и «Электронная коммерция» (рост на 23%). Одновременно с этим «Игры» вошли в пятерку самых популярных категорий российского интернета и генерируют 3,3% его трафика. Это означает, что игровых сайтов не просто много – эти сайты еще и пользуются заметным спросом. Суточная аудитория крупнейших из них вплотную приближается к 80 тыс. человек.

Медленнее всего (не более чем на 10% в этом году) растет число сайтов в общественно-политических категориях, а также в категориях, связанных со спецификой интернет-индустрии («Провайдеры», «Железо», «Компьютеры», «Программы»). Можно предположить, что эти категории уже насыщены ресурсами.

Быстро плодящиеся сайты коммерческой сферы занимают львиную долю российской паутины и продолжают наращивать свое присутствие. Если угодно, можно сформулировать этот факт по-другому: крупнейший сектор – сектор товаров и услуг – одновременно и самый быстрорастущий. Он стартовал позже развлекательного, но к весне 2003 года догнал его по числу сайтов, а затем вышел в лидеры. При этом опережающий рост коммерческого сектора продолжается по сей день. Фактически сегодня каждый четвертый сайт российской сети относится к сектору «Товары и услуги» (по классификации Rambler’s Top100).

Однако рост числа соответствующих сайтов – далеко не единственное доказательство того, что традиционный – и в первую очередь малый – бизнес продолжает осваивать интернет. Об этом свидетельствуют и данные опросов, и опережающий рост числа регистраций доменов на физические, а не на юридические лица, и неослабевающий поток отечественного спама, и высокий спрос на исследования коммерческих секторов рунета.

При этом социально-демографический состав пользователей сети тоже заметно меняется. По данным опросов, проведенных на портале Rambler осенью 2001 года, около 13% пользователей интернета были заняты в торговле и сфере услуг, еще 14% – в промышленности и строительстве. Через три с половиной года, весной 2005-го, картина выглядит совсем по-другому: доля пользователей, занятых в торговле и сфере услуг, возросла почти до 27%, а доля занятых в промышленности и строительстве – почти до 22%. При этом среди пользователей сети стало заметно меньше «гуманитариев» и «ученых»: доля сотрудников СМИ упала с 7,5% до 4,5%, а доля работников научной и культурной сфер – с 12% до 4%.

Сегодня типичный пользователь российского интернета – это предприниматель. Из информационной, коммуникационной, развлекательной среды для ученых, журналистов и работников IT-индустрии российский интернет постепенно превращается в розничную торговую площадку. Фактически все обсуждаемые показатели позволяют отслеживать инновационный процесс распространения электронной коммерции в Российской Федерации. Процесс этот оказался продолжительным, что позволяет измерить большое количество статистических показателей – число ресурсов, аудиторию сектора, социальный и профессиональный состав аудитории – и построить количественные модели, предсказывающие дальнейшее поведение этих показателей.

Рейтинг Категория Число сайтов (июль 2005 г.) Темпы прироста за год Сектор
1 Строительство 6124 39% Товары и услуги
2 Недвижимость 2100 37% Товары и услуги
3 Техника 2124 37% Наука и техника
4 Товары и услуги 11273 35% Товары и услуги
5 Фото 1970 33% Культура и искусство
6 Реклама 1985 32% Товары и услуги
7 Транспорт 1658 29% Места и люди
8 Сервисы 1187 26% Компьютеры и интернет
9 Природа 1188 24% Увлечения и отдых
10 Электронная коммерция 2123 23% Товары и услуги

Темпы роста количества сайтов в 10 самых быстрорастущих категориях рейтинга Rambler's Top100 с июля 2004 по июль 2005 года


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2103
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2635
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3033

Другие новости