0
1235
Газета Интернет Интернет-версия

10.04.2008 00:00:00

Жизнь круче сюжетов

Тэги: литература, интернет


литература, интернет Бумажная литература дается ценой тысячи вырубленных лесов.
Виктор Батурин. Рубка леса. 1888. ГТГ, Москва

Сомерсет Моэм как-то признался, что годам к 35 утратил вкус к чтению. Поначалу он сильно переживал – что произошло? Но потом пришел к простому выводу – возраст уже не тот, чтобы развлекать свое воображение историями о чужих людях и написанных другими людьми, – своих и своего хватает. Генри Торо в Уолдене после недолгих размышлений пришел к выводу, что достаточно всего лишь одной и то небольшой полки книг, которые стоит иметь под рукой.

Такие простые истины были недоступны нашему сознанию, особенно во времена острого книжного дефицита, тоталитарного положения самой книги и процесса чтения в культуре. Хотя время в конце концов берет свое, да и количество книг уже не столько прикармливает гордость за человеческий гений, сколько заставляет сожалеть о количестве вырубленных лесов. Посудите сами, в старом издании книги Тарле «Наполеон» есть любопытные цифры: за сто лет после смерти Наполеона в общей сложности было издано 250 тыс. (!) одних только наименований книг, сборников, статей, посвященных Бонапарту и его эпохе. 250 тысяч! А впереди был индустриальный XX век и такие личности, как Ленин, Сталин, Гитлер, – вообразите себе хотя бы на мгновение количество книг, посвященных этим людям и их эпохам?

Впрочем, дело не только в вождях, политиках и государственных деятелях. Стотомное собрание сочинений – дело привычное для ушедшей культуры. Лев Толстой или Мартин Хайдеггер, какая разница? И что за счеты, когда речь идет о шедеврах мировой культуры! Миллионы изданных и переизданных страниц вполне могут соперничать с современным виртуальным пространством сети. И если кому-то приходит в голову обвинять современного читателя в отсутствии культуры чтения, то, признаемся, что способность до конца дочитывать пудовые тома была присуща ограниченному кругу «избранных». А потому не меньшей славы заслуживали и заслуживают и те, кто прочитал от корки до корки хотя бы одно стотомное наследие хотя бы одного великого мастера. Справедливости ради, имена таких титанических читателей по праву должны быть инкрустированы на надгробиях классиков и сопровождать новые переиздания шедевров.

А теперь и вовсе количество книг и «ассортимент» книжных магазинов, развалов, лотков и киосков сбивают с толку даже видавших видов библиофилов! И что же теперь сетовать на то, что количество написанных текстов в сети давно превосходит все мыслимые пределы человеческой способности читать и усваивать? Будьте снисходительны, в конце концов разве интернет обязывает человека писать без остановки и безвозмездно размещать на сотнях сайтов свои творения? Нет, он только легко открывает двери великому множеству новых имен. И кто может поручиться, не моргнув глазом, что там, на необъятных просторах виртуального пространства, не покоятся новые «Война и мир» или «Бытие и время»?

Однако, несмотря на неунывающий оптимизм писателей, крупные литературные формы настораживают современников. Так, как могла бы насторожить тех же современников «Национальная идея», появись она где-нибудь на заброшенных пространствах отечества, на пустырях и бездорожье. Да, романы пишут писатели, а читают тысячи и тысячи читателей. Но романы создает и читает эпоха. А потому, как бы ни был выстроен сюжет, как бы ни сверкал язык, каким бы легким ни казался стиль, сколько бы нетерпеливых читателей ни ожидали автора в сети или в книжном магазине, для появления полноценного романа не хватает одного – развитого, зрелого общества, и соответственно культуры полифонической коммуникации, культуры воспроизводства здорового социального организма.

Что бы ни говорили о коллапсе (крахе, утрате и т.д.) культуры, этот коллапс может означать только одно – прежней страны (эпохи) нет, и больше никогда не будет. Есть новая территория, новое, только появившееся общество и зарождающееся государство. А значит – зарождающаяся культура. Потому требовать от современной России устойчивых форм и жанров в литературе просто бессмысленно. И хотя представители старшего поколения все еще увлекаются упреками или просто сыплют проклятия в адрес нынешних литературы и писателей, стоило бы не забывать о том, какое количество ерунды писалось и издавалось в советское время без всякой надежды на какую-нибудь реализацию никому не нужных романов, повестей, рассказов и стихов. Нынешнее «отсутствие культуры» в устах старшего поколения значит только одно – прошлое застыло в прошлом. Книжные полки, заставленные увесистыми томами классиков, не создают культуру и даже не являются телом культуры. Они – знаки того, что прошло и «стало былью». Борис Пастернак или Сергей Есенин, Антон Чехов или Федор Достоевский для поколения двадцатипятилетних – поэты и писатели страны, которой они не знали, в которой никогда не были, и наслышаны о ней только от родителей. Но дело не только в этом.

Традиции не «перенимаются», не «заимствуются», не возрождаются. Когда общество достаточно сформируется и окрепнет, чтобы те или иные формы деятельной коммуникации стали традицией, тогда и книги российских и советских классиков вместе с книгами новых писателей превратятся в тело культуры, обретут новое дыхание и существование руками будущего общества, руками будущей России. В конце концов, если уж кому-то так не терпится подогнать ход самой истории под собственную биографию, стоит доверять если не чужим словам, то хотя бы цифрам (http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru):

«Из общей численности населения России:

64% составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста – 84 480 000. Личный состав армии вместе с контрактниками, сверхсрочниками, вольнонаемными, персоналом вспомогательных и приданных предприятий – 2 127 000».

Если сложить вместе всех штатных сотрудников ФСБ, ФСО, ФПС, СВР, ФАПСИ, МЧС, МВД, ВВ, Минюста и прокуратуры; работников таможни, налоговых и прочих инспекций; служащих прочих федеральных министерств и ведомств, сотрудников аппаратов властных структур с депутатами, чиновников лицензирующих, контролирующих и регистрационных органов, священнослужителей и обслугу религиозных и культовых сооружений; оргпреступные группировки и заключенных; а также безработных, то получится 111 435 000 (!) человек, которые ничего не производят и существуют за счет бюджета и платежеспособной части населения.

«Остается 20 565 000 человек. И это наше все. Весь малый, средний и фермерский бизнес-класс вместе с «интеллигенцией», ПБОЮЛ, «челноками». К тому же «за последние 35 лет из России уехали свыше 30 млн. человек. Легально въехали в страну 3 млн. человек. В основном из республик бывшего СССР».

Но, как бы ни надругалась статистика над самосознанием уходящих мэтров, патриархов Союзов писателей и авторов бестселлеров лотошной торговли, невозможно запретить обществу писать и публиковаться даже в переходные периоды истории. Расходиться миллионными тиражами (непонятно, правда, каким образом), получать литературные премии или хотя бы призы на различных сетевых конкурсах изящной и любой другой словесности.

Стоит, наконец, согласиться с тем, что разницы между «бумажной» и сетевой литературой не существует, точнее, если и существует, то только в головах, гордых за собственное бумажное существование писателей. Или, наоборот, гордых за собственную виртуальную независимость сетевых авторов. Призрачная борьба! Все «бумажные» авторы почему-то с завидным упорством стремятся тут же поместить в сеть только что напечатанные типографской краской свои творения так же, как сетевые авторы с не меньшим упорством стремятся попасть на прокрустово ложе любого издания или издательства. И если значимость литературных премий, полученных счастливыми победителями, определяется количеством нолей после первой цифры и уровнем информационной поддержки церемонии награждения в каком-нибудь отеле или неказистом кафе, оставим на совести победителей, их родственников и друзей уровень предъявленных культуре «шедевров».

Когда история переводит дыхание перед новым кругом стремительного развития, самосознание поколений, как старых, так и молодых рассыпается афоризмами, эпиграммами, миниатюрами, а теперь уже и веб-дневниками, блогами и именно в этих лаконичных россыпях текстов, похожих на путевые заметки, заметки на полях собственных будней, рождается новая, непривычная, еще незнакомая культура. Ее не воспринимают всерьез на бумажном олимпе, блоги и блогеры если и существуют, то как «гражданские журналисты» в лучшем случае. В худшем – бездельники и несерьезные люди. «В самом деле, – воскликнул один член СП РФ, – представьте себе Льва Толстого или Федора Достоевского блогерами!»

А почему бы и не представить?! Разве не воспользовались бы классики прекрасной возможностью не только без промедления публиковать свои дневники и заметки, но тут же получать комментарии, вопросы от многочисленных читателей и поклонников?!

Некогда, некому и незачем множить крупные литературные формы на белоснежной бумаге или в виртуальном пространстве. Точнее – застревать в порах стремительно уходящего и наступающего времени. Будущее, как и культура, рождается не в головах и не на страницах текстов. Будущее уже рядом – растет, учится, набирается опыта, учится любить, ненавидеть. Без устали повторяет все родительские ошибки и, безусловно уверено, что проживет совершенно иную жизнь. Будущее всегда внимательно к прошлому, к тому, что действительно заслуживает внимания. К тому прошлому, которое не упорствует в собственном величии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1149
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3094
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1745
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2093

Другие новости