0
4706
Газета Ислам Интернет-версия

23.08.2000 00:00:00

Особенности дагестанского джихада

Наталия Ефремова

Об авторе: Михаил Юрьевич Рощин - кандидат исторических наук, сотрудник Института востоковедения РАН. Наталия Николаевна Ефремова - студентка Православного университета имени Александра Меня.

Тэги: Дагестан, джихад, ислам


- Господин Абдурашид, вы уже давно живете в Москве. Хотелось бы узнать, чем вы сейчас занимаетесь?

- Я работаю хирургом в одной из поликлиник, а как общественник возглавляю комитет соблюдения прав человека Международной исламской представительской организации.

- Вы знали многих руководителей так называемых ваххабитов, активно участвовали в процессе мусульманского возрождения в Дагестане. В чем, по-вашему, причина вооруженного конфликта в республике, начавшегося летом 1999 года в Цумадинском районе, а позднее перекинувшегося на БОтлихский? Дело в финансовой поддержке международных радикальных исламских кругов или все-таки необходимо говорить о внутренних факторах?

- Я думаю, причина конфликта не деньги, потому что деньги есть и с этой стороны, хотя, может быть, задействованы они прежде всего с той. Ведь любая война - это затраты, в частности, чтобы содержать армию, поэтому без денег войны не бывает. Для той стороны это не главное, потому что там есть арабы, малайцы, африканцы (во многих мусульманских странах фанатики считают почетным умереть в борьбе за ислам). Часто после боя моджахеды возвращаются и плачут: "Как же так, Аллах опять не захотел меня забрать, я опять остался жив". Они переживают, что их не настигла пуля.

Однако на самоубийство, на явную смерть тоже идти нельзя, поэтому купить человека и послать его на войну, мне кажется, невозможно.

Главная же причина конфликта одна - лидер дагестанских непримиримых исламистов Багаудин родом из Цумадинского района, хотя позднее он обосновался в Кизилюрте. Начиная с 1993 по 1994 год он регулярно подвергался притеснениям и даже преследованиям в республике как со стороны властей, так и со стороны сторонников традиционного ислама. Его обвиняли в ваххабизме. Еще в 1990-1991 годах, когда я работал с мусульманами суфийского направления в Дагестане, в моем кругу были люди, не скрывавшие своего желания физически расправиться с Багаудином. Он был вынужден перебраться в Чечню. Еще в 1999 году многие его сторонники говорили: "Чечня рядом с Цумадинским районом. Жители там тебя ждут, джамааты (сельские общины) тебя зовут. Что мы делаем в Чечне? Поехали в наш район, установим там, как в Карамахи, исламский режим и будем там жить спокойно".

Такой вариант они считали возможным, так как последние год-два граница между Цумадинским и Ботлихским районами и Чечней была совершенно открыта. Ее не контролировали ни силы МВД республики, ни федеральные силы. Федеральные силы после окончания первой чеченской войны в 1997-1998 годах постепенно оголили эти границы и покинули Дагестан. В Цумадинском и Ботлихском районах, кроме местной милиции, никого не было. Багаудину постоянно говорили: "Местные милиционеры тоже мусульмане и с распростертыми объятиями тебя готовы принять".

- В СМИ, однако, прошла информация, что Багаудин активного участия в этом джихаде не принимал, или мы ошибаемся?

- Да, он действительно этого не хотел, но к нему стали ходить "представители" местных джамаатов, обещая поддержку, приходили письма от "сторонников" в Цумада и Ботлихе. Его убедили в безоговорочной поддержке местного населения и тем самым обманули. Люди, которые общались с ним в мае-июне 1999 года, говорили мне, что были желающие войти в Цумадинский район без единого выстрела. Так и произошло. С конца июня 1999 года Багаудин и его люди вошли в села Хвайни и Инхоквари, приграничные с Грузией Сантлада, Эчеда, а также в несколько хуторов. Они спокойно базировались там с конца июня. Даже в районе был такой разговор: "Если им нужен шариатский порядок, пусть попробуют! Только дальше идти не надо, пусть остаются в этих селах". Но Багаудин пошел дальше.

- Летом 1999 года вы ездили на родину в Цумадинский район, побывали в селе Эчеда. Что, собственно, там происходило?

- Ходили слухи, что там находятся Хаттаб и Басаев и вот-вот начнется захват района. Я решил сам все проверить и поехал в Эчеда. Недалеко от села на берегу реки Андийское Койсу в долине я увидел временно построенный лагерь с казармами, где раньше располагались российские пограничники. Сторонники Багаудина спустились с гор и заняли этот лагерь. Над ним веяло черное исламское знамя. В лагере меня спросили: "Кто такой?..". Потом подвели к командиру Магомеду Аслудинову.

Я с ним беседовал примерно часа полтора. Выяснилось, что отряд пришел туда якобы из-за нравственной деградации жителей района: "Смотри сам - пьянство, наркомания среди молодежи, женщины, наши сестры, забывают, что они мусульманки, посреди белого дня раздеваются, купаются в реке, ходят без платка. Это нам не нравится. Мы хотим вернуться к шариатским нормам, запретить алкоголь и наркоманию, заставить мужчин и женщин соблюдать нравственные принципы. Если власть не будет иметь ничего против, то и у нас не будет никаких претензий".

- Во многих дагестанских селах, в том числе и в Цумадинском районе, шариатские нормы до определенной степени соблюдались.

- Да, и это никому не мешало.

- Часто сторонников Багаудина называют "ваххабитами". Те обижаются и объясняют, что они - салафиты, т. е. последователи чистого ислама. Что вы думаете по этому поводу?

- В доктринальном смысле сторонники Багаудина - это мусульмане, которые совершенно не признают традиционные или этнические наслоения на сам ислам. Они говорят: "Ислам не может быть традиционным. Паломничества на могилы не предусмотрены ни Кораном, ни высказываниями Пророка Мухаммеда". Мусульмане-традиционалисты чаще ссылаются на шейхов, устаров, учителей или ныне здравствующих, или имамов прошлого. А "ваххабиты" говорят: "Нет, нельзя на них ссылаться, потому что они тоже люди и могли ошибаться. Доказательство тому - высказывание Пророка и соответствующее место из Корана".

Я считаю, что эта позиция разумней, потому что человеку свойственно ошибаться. В исламе нельзя слепо следовать авторитету. Традиционалисты, наоборот, слепо следуют тому, что говорит их духовный лидер. Например, если у человека острый аппендицит и его надо срочно оперировать, то он без разрешения своего шейха не может даже лечь в больницу. Вот это "ваххабиты" отрицают.

- Очищение ислама весьма похвально, но как получается, что блюстители чистоты, которые постоянно читают Коран и изучают Сунну Пророка, так легко и охотно берутся за автоматы? Почему переход от мирного изучения к "горячему" оказывается у них быстрее, чем у сторонников традиционного ислама?

- В начале 90-х годов мусульмане-традиционалисты намного более охотно готовы были взяться за автоматы в целях борьбы с "ваххабизмом" и поддержки того самого зарождавшегося реакционного режима Дудаева. И какой произошел переворот? После начала войны в Чечне в конце 1995 года те самые "ваххабиты", выступившие против Дудаева, ничего исламского не видевшие в режиме Дудаева, начали оказывать помощь чеченскому режиму, потому что там гибли люди, в большинстве своем мусульмане. Мусульманскую солидарность "ваххабиты" проявили в самый тяжелый момент для Чечни. К тому времени традиционалисты спиной повернулись к Дудаеву, т. е. печку топить они готовы были, а как та разгорелась, от жара они разбежались.

Я не сторонник силовых методов, ведь любой вопрос можно решить мирно, без насилия. Это мой принцип. Когда "ваххабиты" пришли в Цумадинский район, я им говорил, что это стратегический район. Он граничит с Грузией и Чечней. Карамахинский вариант (в течение 1998-1999 годов в селе Карамахи Буйнакского района, находившемся под контролем сторонников Багаудина, действовали исключительно законы шариата. - Прим. авторов) у вас не получится.

- Таким образом, они просили Цумадинский район для эксперимента, для введения там шариата, чтобы посмотреть, что из этого выйдет?

- В этом они видели один из компромиссных вариантов.

- Мы говорили, что Багаудин фактически не принял активного участия в этом джихаде, а другие лидеры, Шамиль Басаев и Хаттаб, вышли на первый план. Это было движение не только "Джамаата" Багаудина.

- По словам "ваххабитов", Басаев и Хаттаб уговаривали Багаудина войти в Цумадинский район совместными силами. Багаудин им ответил: "В Цумада вам делать нечего. Я цумадинец, это моя родина".

- Он их туда не пустил?

- Да, он вошел в Цумадинский район в основном вместе с цумадинцами. В его отряде были также арабы, даргинцы, лакцы, ребята с Гунибского района. В тот день в конце июня, когда я посетил их лагерь, там никого не было. Чеченцев там я тоже не видел. Хаттаб и Басаев пошли на Ботлих.

- На президентских выборах 1996 года в Дагестане в первом туре большинство проголосовало за Зюганова, на последних думских выборах - за коммунистов. Как же так получается, что, с одной стороны, дагестанцы очень религиозны, а с другой - голосуют за коммунистов?

- Это лишний раз показывает, что в Дагестане еще очень далеко до настоящего ислама. Чистый ислам не подлежит скрещиванию с коммунизмом. Это заблуждение, что коммунизм и ислам совместимы.

- А теперь несколько слов о вашей работе по истории ислама в Дагестане в 90-е годы и об отношении ислама к правам человека.

- То, что произошло прошлым летом в Цумадинском районе, заставило меня написать хронику событий с 1990 года, т.е. я написал о том, как зарождался конфликт, как искусственно нагнетались страсти между сторонниками традиционного ислама и "ваххабитами", кто принял в этом участие.

Что касается прав человека, то они всюду одни и те же. До 1993 года наша Конституция лишала нас этого права, человек рождался несвободным, все мы с рождения должны были следовать нормам искусственной идеологии. Ислам же утверждает, что человек рождается свободным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
829
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
725
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
842
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
576

Другие новости