0
1739
Газета Ислам Интернет-версия

28.03.2001 00:00:00

Реформатор, оказавшийся консерватором

Тэги: Хатами, Иран, имам, блокада


Визит Хатами в Москву - событие эпохальное, оно подводит черту под двадцатилетним периодом двусторонних отношений, начало которому положила исламская революция 1979 г. в Иране.

После смерти аятоллы Хомейни в Иране была предпринята попытка пересмотреть взгляды великого имама, который отводил СССР роль "малого шайтана". ("Большим шайтаном" считались США.) Ирану было жизненно необходимо найти стратегического союзника на севере и вырваться из тисков международной блокады.

С падением коммунистического режима в СССР таким союзником могла бы стать Россия, но подобный сценарий не устраивал страны Запада: только избавились от ядерного соперника # 1, как на подходе появилась еще одна держава, стремящаяся к атомным технологиям и руководствующаяся не политическим прагматизмом, а религиозными принципами.

Хатами упорно называют реформатором. Но так ли это? В сознании европейских журналистов седая борода Хомейни ассоциируется с каким-то средневековым консерватизмом, а либеральные высказывания нынешнего моложавого иранского президента являются шагом вперед на пути перерождения хомейнизма. По крайней мере, от хатамистского Ирана крупные западные массмедиа ждут отказа от революции и от жесткого противостояния с империализмом, вплоть до признания Государства Израиль и установления контактов с США.

Между тем кумские клерикалы, идеологически обслуживавшие режим шаха (из их среды и вышел Хатами), называли модернистом именно Хомейни - ему вменяли в вину призыв к изучению в исламских духовных школах европейской философии (Гегеля, Канта и Хайдеггера), изучение иностранных языков и политизацию религии. Хотя был Хомейни, конечно, революционером, поставившим все на службу своим политическим целям, а не просветителем, заботившимся о человеческих душах.

"Диалог цивилизаций", о котором якобы впервые заговорил именно Хатами, - это старый лозунг шахской "белой революции", а стало быть, лозунг не реформаторский, а консервативный. Поэтому и сам Хатами должен рассматриваться как "неоконсерватор", возвращающий Иран на старые, дореволюционные пути развития, или, другими словами, контрреволюционер, по отношению к которому употребление понятия "реформатор" является по меньшей мере странным.

"Диалог цивилизаций" в трактовке Хатами - это, вне всякого сомнения, новое слово в иранской политической мысли. По сути, он означает отказ от провозглашенного некогда лидером иранской революции аятоллой Хомейни противостояния между мусульманским миром и цивилизацией Запада, отказ ради взаимного обогащения мировой культуры, социального и духовного опыта друг друга. Идеи Хатами ставят конец в истории идеологической конфронтации Ирана и цивилизованного мира.

Не имеет смысла подробно останавливаться на всей программе визита иранского президента в Россию. Эту программу российские СМИ освещали более чем подробно, мы упомянем лишь два пункта, которые относятся к религиозной части российско-иранских контактов. Все-таки в Москву приехал политический лидер страны, в которой религиозные принципы являются основой государственной идеологии. Это встречи Мохаммада Хатами с Патриархом всея Руси Алексием II и с духовными лидерами российских мусульман.

Обе встречи носили скорее протокольный характер, на первой была поднята тема диалога цивилизаций, которую президент Хатами уже рассматривал ранее в рамках предложения для Генеральной Ассамблеи ООН.

В рамках встречи с духовными лидерами российских мусульман, на которой нашу страну представляли муфтий Духовного управления европейской части России шейх Равиль Гайнутдин и муфтий духовного управления азиатской части России шейх Нафигулла Аширов, Хатами прочел проповедь в переполненной Московской соборной мечети.

Любопытно, что единственным представителем политического ислама, присутствовавшим на этой встрече, был лидер движения "Рефах" депутат Госдумы РФ Абдул-Вахед Ниязов. По слухам, российский депутат подарил Мохаммаду Хатами саблю, богато украшенную драгоценными камнями. Известно, кстати, что буквально на следующий день после выхода России из соглашения Гор-Черномырдин Ниязов в сопровождении группы представителей российского промышленного бизнеса вылетел в Тегеран, где встречался с духовным лидером Ирана аятоллой Хоменеи, который является первым лицом в государстве. Формально президент Хатами находится в его подчинении.

На последних парламентских выборах хатамистские реформаторы-клерикалы (консерваторы, в нашем понимании) одержали существенную победу. Но пока этим фактом не стоит обольщаться: политическое значение иранского меджлиса очень невелико даже по сравнению с куцей ролью нынешнего российского парламента. К тому же многие ключевые посты в стране контролируются близкими к корпусу стражей исламской революции исламскими радикалами сторонниками жесткой линии покойного аятоллы Хомейни. В частности, это касается силовых ведомств, оборонной промышленности и закупки вооружений. Но в стране приближаются президентские выборы, и иранские демократы готовятся закрепить успех, уже полученный на выборах парламентских.

В этом свете визит Хатами в Россию подпадает под обычную практику либеральных политиков, которые, чтобы добиться успеха во внутренней политике, используют внешнеполитический ресурс. (Последний наиболее яркий пример такого рода - попытка администрации Клинтона форсировать мирные переговоры между Эхудом Бараком и Ясиром Арафатом.)

В случае успеха Хатами на президентских выборах иранские религиозные демократы не только в целом упрочат свое положение, но и получат новые позиции именно в тех областях, которые ранее им были недоступны. Не в последнюю очередь это обеспечится тем, что именно их лидер возглавлял прорыв международной блокады, на протяжении ряда лет вел очень взвешенный политический курс, воздержался от соблазна поддержки исламских радикалов на территориях СНГ и проявил достаточно воли и умения для поиска политического компромисса.

В первую очередь в развитии отношений между Ираном и Россией нужно видеть налаживание контактов исламского государства с Западом, ассоциативной частью которого Россия является в глазах исламского мира. Что же касается договоров в военно-технической области, то они касаются не боевых ядерных технологий, а того оружия, торговля которым является разрешенной по целому ряду международных договоров. Инициативу у России в этой области уже пытались перехватить Франция, предлагавшая Ирану комплексы ПВО "Мистраль" и самолеты "Мираж", и Германия с бронетанковой техникой и подлодками, но пока Хатами увез в Иран только саблю, подаренную российским депутатом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство профинансирует строительство рыбопромыслового флота

Правительство профинансирует строительство рыбопромыслового флота

Ольга Соловьева

Пострадавшим от паводков регионам госбюджет выплатит 2 миллиарда рублей

0
882
Петербург не станет "городом четырех революций"

Петербург не станет "городом четырех революций"

Дарья Гармоненко

Коммунисты разменяют губернаторскую кампанию на муниципальную

0
1008
Евросоюз прекращает экспорт в Россию подслушивающей аппаратуры

Евросоюз прекращает экспорт в Россию подслушивающей аппаратуры

Геннадий Петров

Применение нового санкционного механизма становится рутинной практикой

0
953
Депутаты выходят на финишную прямую в работе с налоговым законодательством

Депутаты выходят на финишную прямую в работе с налоговым законодательством

Михаил Сергеев

Бюджетный комитет заклинает не навредить большинству граждан

0
1034

Другие новости