0
6952
Газета Ислам Интернет-версия

30.05.2001 00:00:00

Суфизм как основа общества

Тэги: Суфизм, Дагестан, ислам, Дербент


Суфизм проник в Дагестан еще в раннем средневековье. Некоторые исследователи считают, что распространение ислама в Дагестане происходило именно в рамках суфизма. Суфийские общины действовали в Дербенте с ХI века. Об этом свидетельствует монументальный энциклопедический труд Абу Бакра Мухаммада ад-Дербенди "Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик" ("Базилик истин и сад тонкостей").

С первой половины ХIХ в. в Дагестане действуют накшбандийский (через Мухаммада-Эфенди ал-Яраги), со второй половины ХIХ в. - кадирийский (через Кунта-Хаджи Кишиева) и с начала ХХ в. - шазилийский (через Сайфулла Кади Башларова) тарикаты. В современном Дагестане представлены все три разновидности тарикатов. Особенностью современного суфизма в нашей республике является то, что некоторые влиятельные шейхи (Саид Афанди Ацаев, Тажудин Рамазанов, Арсланали Гамзатов) модернизировали идеологию суфизма. Они выступают в роли шейхов не одного, как обычно, а двух - накшбандийского и шазилийского тарикатов - одновременно. На второй план отводятся авторитет и учения первых дагестанских шейхов накшбандийского тариката и отдается предпочтение шейхам, жившим в конце ХIХ и начале ХХ века - Сайфулле Кади Башларову, Хасану-Афанди Кахибскому и другим шейхам.

Другая специфика современного суфизма в Дагестане заключается в том, что суфийские общины имеют в основном мононациональный состав.

По национальному составу накшбандийский тарикат исповедуют аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасаранцы. Кадирийский тарикат исповедуют чеченцы, андийцы. Шазилийский тарикат распространен среди аварцев и в меньшей степени - кумыков.

Наиболее влиятельными шейхами в современном Дагестане являются Саид Афанди Ацаев (род. в 1937 г.) из с. Чиркей Буйнакского района, Тажудин Рамазанов (род. в 1919 г.) из Хасавюрта, Магомед-Мухтар Бабатов (род. в 1954 г.) из пос. Кяхулай, Серажутдин Исрафилов (род. в 1954 г.) из с. Хурик Табасаранского района, Батрудин Кадыров (род. в 1919 г.) из с. Ботлих, Арсланали Гамзатов (род. в 1954 г.) из г. Буйнакска.

К шейхам, получившим иджазу (разрешение иметь мюридов) сравнительно недавно, относятся Ильяс Ильясов (род. в 1947 г.) - имам мечети "Сафар" в Махачкале, Магомед-Гаджи Гаджиев (род. в 1954 г.) - первый проректор Исламского университета им. имама Шафии в Махачкале.

Ацаев имеет около шести тысяч мюридов, которые проживают в Буйнакском, Кизилюртовском, Хасавюртовском, Шамильском, Гергебильском, Гумбетовском, Казбековском районах. Считается, что под его влиянием находится Духовное управление мусульман Дагестана, среди руководящего состава которого имеются его мюриды.

Последователей шейха Рамазанова около трех тысяч человек в Хасавюрте, Хасавюртовском, Цумадинском, Кизилюртовском, Буйнакском, Ахвахском районах.

Последователями Магомед-Мухтара Бабатова являются около трех тысяч человек, в основном кумыки и даргинцы, проживающие в поселках Кяхулай, Тарки, Альбурикент, городах Махачкала и Каспийск.

Около трех тысяч мюридов Серажутдина Исрафилова проживают в Табасаранском, Хивском, Сулейман-Стальском, Ахтынском районах.

Мюриды Кадырова (около одной тысячи) проживают в Ботлихском, Ахвахском и Хунзахском районах.

Около одной тысячи мюридов среди кумыков и аварцев у Гамзатова. Его мюриды проживают в Буйнакске и Буйнакском, Карабудахкентском районах. Гамзатов - председатель Совета алимов ДУМД, ректор Исламского университета им. Сайфуллы Кадия в Буйнакске.

У шейха Гаджиева примерно тысяча последователей. Они проживают в Карабудахкентском, Каякентском, Буйнакском, Хасавюртовском, Бабаюртовском районах, поселках Тарки, Хушет и в Махачкале.

У Ильясова около ста мюридов, проживающих в поселках Альбурикент, Ленинкент и Карабудахкентском районе.

Общее число мюридов разных тарикатов в современном Дагестане составляет 25-30 тысяч человек. Точные данные о составе, количестве мюридов, их распределении по населенным пунктам республики, организационной структуре и лидерах получить весьма трудно. Это связано с тем, что каждая суфийская община - закрытое для непосвященных корпоративное объединение. Кроме того, представители каждой суфийской общины преувеличивает число своих сторонников в несколько раз.

Более 85% суфиев проживают в Северном и Западном Дагестане.

Как правило, суфийские общины предпочитают действовать самостоятельно. Взаимоотношения друг с другом характеризуются тихой конкуренцией. Хотя существенных различий в стилях руководства, идеологиях, организационных структурах и стратегиях между суфийскими общинами Дагестана на современном этапе и не наблюдается, попыток объединения их в единые тарикатские организации республиканского масштаба пока не было. Даже перед лицом общей опасности со стороны ваххабитских организаций экстремистского толка призывов к такого рода объединению не было. Впрочем, традиция изолированного существования от общества, характерная для суфийских общин, амбиции суфийских лидеров, мононациональный состав самих общин также являются дополнительными факторами, препятствующими их объединению.

У суфийских общин Дагестана во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления сложились отношения мирного сосуществования и сотрудничества. Особенно оно укрепилось и расширилось в последние годы, когда лидеры суфийских общин совместно с представителями властных структур и управления республики вели и ведут большую работу по борьбе с идеологией религиозно-политического экстремизма.

За последние годы в республике проведен ряд мероприятий, посвященных крупным суфийским шейхам, таким, как Мухаммад-Эфенди ал-Яраги, Джамалутдин ал-Гумуки, Абдурахман ас-Сугури, Али-Хаджи Акушинский, Сайфулла Кадий Башларов, что, в свою очередь, стимулировало в обществе интерес к идеологии и практике суфизма.

В последние годы дагестанские суфии возобновили связи с крупными зарубежными суфийскими центрами. Летом 1997 года в нашей республике побывал верховный мюршид накшбандийского тариката Низами Купруси из Кипра. Группа дагестанцев совершила зиярат на могилу шейха Джамалутдина ал-Гумуки в Стамбуле.

Тарикат, как мистический путь, ведущий к Аллаху, состоит из различных стадий "духовного совершенства" (макамат). В разных разветвлениях суфизма количество этих ступеней разное - три, четыре, семь, девять, двенадцать и т.д. В тарикатах, распространенных в современном Дагестане, развита четырехступенчатая стадия суфийского мистического пути. Первая ступень - шариат (закон), требующий точного и ревностного выполнения всех предписаний ислама и мусульманского богословия. Эта стадия является как бы подготовительной к вступлению на путь суфизма, стадией испытания.

Вторая ступень - тарикат (мистический путь) означает, что человек вступает на путь истины, который должен привести суфия к слиянию с Божеством. Третья стадия - маарифат (познание), когда суфий познает сердцем единство Вселенной в Боге, призрачность и бренность материального мира, равенство всех религий (все религии - лучи одного солнца), равенство добра и зла. Достигший третьей стадии суфий называется "арифом" (знающий, познавший). Четвертая ступень - хакикат (истина) является завершающей: суфий достигает полной истины, т.е. "соединяется" с Божеством, находится в непосредственном общении с ним, созерцает его и полностью растворяется в нем (фана). Растворившись в бытии Бога, суфий наконец познает самого себя и божественную истину.

В суфизме широко практикуется обрядовый ритуал зикр (упоминание, память) - прославление имени Бога. Зикр совершается по особой формуле и особым образом: вслух, громко (зикр джами) - у кадирийцев, тихо, про себя (зикр хафи) - у накшбандийцев и шазилийцев. Кроме того, зикр сопровождается определенными телодвижениями. Зикр у кадирийцев проходит с использованием музыкальных инструментов, в частности барабана. Зикр основан на многократном повторении суфиями определенных формул, среди которых: ла илаха илля-ллах (нет Божества, кроме Аллаха), Аллах хайи (Аллах жив), Аллаху акбар (Аллах велик), ал-Хамду ли-ллях (слава Аллаху) и др.

Теории и практике суфизма мюрид обучается под руководством духовного наставника - мюршида, шейха, устаза, устара. Важнейшим условием при этом является требование полного подчинения мюрида своему шейху, признание его авторитета во всех религиозных и светских вопросах. Мюриды приписывают своим духовным наставникам "непогрешимость", способность к сверхъестественным деяниям (карамат) - способность отгадывания мыслей на расстоянии, телепатии, телепортации и др. Передача суфийского знания и бараката (благодати) от шейха к мюриду осуществляется в процессе длительного обучения.

В Дагестане есть ряд святых мест, где похоронены крупные деятели суфизма, а именно шейхи Мухаммад-Эфенди ал-Яраги в с. Согратль Гунибского района, Абдурахман ас-Сугури в с. Нижнее Казанище Буйнакского района, Магомед-устаз и его сын Мухаммад-Хаджи в с. Дейбук Дахадаевского района, Ильяс Цудахарский и Магомед-Эмин Гаджиев в с. Параул Карабудахкентского района, Али-Гаджи Бутринский в с. Какашура Карабудахкентского района, Мухаммад Апшинский в с. Аркас Буйнакского района, Сайфулла Кадий Башларов в с. Верхнее Казанище Буйнакского района и др. Их могилы являются местами массового паломничества.

Суфизм в условиях Дагестана, как и в других регионах своего распространения, стал своеобразной народной религией.

С конца 80-х годов ХХ века суфизм в Дагестане столкнулся с религиозно-политическим течением в исламе - ваххабизмом. Один из его идеологов - Багаутдин Мухаммед подвергал критике следующие основные культовые и догматические положения суфизма: во времена Пророка и праведных халифов не было суфизма, тарикатов; суфии не знают тайн, неведомых простым верующим; шейхи, устазы суфизма присваивают себе качества, признаки и эпитеты Аллаха; утверждение о том, что отдельным суфиям с неба поступает вахъю (знамение), ложно; введение всех этих бида (новшеств) в ислам является большим грехом и пр.

После военного поражения ваххабитов в августе-сентябре 1999 года в ходе их вооруженного нападения на Дагестан суфийская идеология начала еще шире распространяться в Дагестане. Этому способствует ряд факторов: устранение их идеологических противников в лице ваххабитов с политической арены; усиленная пропагандистская работа со стороны суфийских активистов среди населения, особенно через средства массовой информации; поддержка некоторых шейхов со стороны "новых дагестанцев", руководителей властных структур, политических партий.

В последнее время ряд публицистов считают, что суфийские лидеры ведут активную работу по внедрению своих сторонников в политические структуры дагестанского общества. Сами суфийские лидеры отрицают это и считают, что им достаточно иметь духовную власть, а на светскую власть они не претендуют.

Со второй половины 90-х годов наряду с практической стороной суфизма, ориентированным главным образом на удовлетворение духовных запросов рядовых суфиев, получила развитие интеллектуально-эзоретическая сторона суфизма. В Дагестане издано несколько работ, где обосновывается мистическая практика и переживание как способ постижения тайн бытия, недоступный рациональному и традиционалистскому знанию. Также в последнее время переиздается суфийская литература дагестанских авторов, выпущенная в свет в досоветское время.

Опубликованы труды дагестанских ученых, посвященные анализу мировоззрения отдельных крупных дагестанских представителей суфийской мысли.

Концепции суфизма получают в последнее время отражение не только в теоретических трактатах, но и в многочисленных поэтических произведениях дагестанских авторов. Суфийская символика, образы и мотивы пронизывают всю дагестанскую поэзию, как религиозную, так и светскую. Появились и прозаические произведения дагестанских авторов, где обыгрываются суфийские образы и мотивы. Ярким свидетельством этому является творчество современного суфийского поэта и философа Муртазали Дугричилова.

Насущными задачами изучения суфизма в современном Дагестане являются сбор и систематизация суфийского наследия, социально-философский анализ взглядов крупных суфийских деятелей Дагестана как прошлого, так и настоящего, опубликование трудов крупных дагестанских суфиев. Не менее актуальной проблемой является усиление эффективности идеологической работы суфийских лидеров Дагестана, направленной против ваххабитской идеологии в современных условиях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1509
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3888
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2164
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2440

Другие новости