0
1155

11.05.2000 00:00:00

Островное книгоиздание


ПЕРВЫМ книжным издательством на Сахалине, в дореволюционной России бывшим, как известно, каторгой, была маленькая тюремная типография при канцелярии военного губернатора в городе Александровске, что на севере острова. Именно в ее стенах в 1894 году увидела свет первая "местная" книга. Называлась она "Сахалинский календарь", и именно ее можно считать началом книгоиздания на Сахалине. Затем - до и после революции - по воле властей либо по инициативе сподвижников книжного дела выходили еще издания - официальные, научные, краеведческие, производственные, но публикаций было их крайне мало, а книг художественных не выходило совсем.

После освобождения южной части острова от японских милитаристов в 1945 году на Сахалин прибыло огромное количество переселенцев, которым предстояло осваивать ресурсы острова. Как водится, появилась потребность и в книгах, а значит, и в собственном книжном издательстве. К тому времени на Сахалине уже был и свой творческий потенциал.

Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.58 было организовано Сахалинское областное книжное издательство. За сорок с лишним лет в истории развития этого предприятия было немало страниц как печальных, так и радостных. Издательство прошло тернистый путь, но осталось верным своей идее: изданию духовно рентабельных, социально значимых книг.

Правда, в новой России областные издательства стали вдруг никому не нужны. С начала 1990-х инфляция "съедала" все доходы от выпущенных книг, оказалась развалена идеальная система книгораспространения, благодаря которой книги миллионными тиражами расходились по всей стране. Но, несмотря на это, сахалинские книгоиздатели не сдались. Критическим оказался 1993 год, когда страна переживала глубочайший кризис. Но в результате за семь лет напряженной работы при поддержке коллег из Комитета по делам печати РФ, сотрудников Министерства национальностей, областной администрации и мэрии города Южно-Сахалинска вышли в свет более сотни интересных и нужных государству книг общим тиражом свыше миллиона экземпляров. Многие из них ни у нас в России, ни за рубежом аналогов не имеют. Прежде всего это книги по этнографии, истории, культуре коренных народов Севера и Сахалина, "Топографический словарь Сахалинской области" Гальцева-Бизюка, работы сахалинского ученного М.Высокова об истории Сахалина, книга "Поющие раковины" удивительного поэта Романа Хе, двенадцать поэтических книг, объединенных в одну кассету под названием "Молодые поэты Сахалина", и многое другое. Уже в этом году вышло двухтомное "Избранное" Владимира Санги, произведения которого переведены и изданы в двадцати странах мира.

Кроме того, Сахалинским книжным издательством выпускается единственная в мире газета на нивхском языке "Навхдив". Газета выходит ограниченным тиражом и на двух диалектах - амурском и сахалинском.

Всего же на сегодня Сахалинское книжное издательство подготовило к печати свыше 50 наименований книг, и по словам директора Александра Мирнова, предпочтение будет отдаваться серьезной, востребованной литературе, призванной повышать духовную культуру людей. Особое место в издательских планах занимают книги для детей, хрестоматии для семейного чтения, учебно-методическая литература, проза и поэзия. Будут печататься книги, которые могут и должны входить в библиотечные фонды, передаваться из поколения в поколение. Так что островное издательство самой своей деятельность придает людям уверенность в завтрашнем дне, которой так не хватает не только Сахалину, но и всей России.

Южно-Сахалинск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Один солдат на свете жил

Один солдат на свете жил

Алексей Смирнов

К 100-летию со дня рождения Булата Окуджавы

0
679
Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Вместо концепции миграционной политики нужна стратегия

Екатерина Трифонова

Единого федерального ведомства по делам приезжих иностранцев пока не просматривается

0
793
До ста пяти поэтом быть почетно

До ста пяти поэтом быть почетно

Сплошное первое апреля и другие стихи и миниатюры

0
517
Ему противны стали люди

Ему противны стали люди

Дмитрий Нутенко

О некоторых идеях прошлого сейчас трудно говорить, не прибегая к черному юмору

0
123

Другие новости