0
1080

02.11.2000 00:00:00

Шифр - это тоже язык

Тэги: шифр, код, Морзе, Кан


Дэвид Кан. Взломщики кодов. - М.: Центрполиграф, 2000, 473 стр.

"Криптоаналитик не интересуется содержанием шифротелеграмм. Для него имеет значение лишь аналитическое вскрытие шифра. Его обуревает не подленькое любопытство и не желание прочесть чужую шифрованную переписку, а гордость за победу над шифром. Криптоаналитик не подсматривает сквозь замочную скважину. Он сокрушает саму дверь".

У Борхеса в "Саде расходящихся тропок" главный герой - разведчик - убивает человека, для того чтобы передать информацию (фамилия человека совпадала с названием города, который надо бомбить). Ленин, как всем известно со школьной скамьи (из текста Зощенко), писал молоком и ел чернильницы. "Фазаньих курочек берегитесь!" - предупреждал один персонаж рассказов Конан Дойла другого. Дэвид Кан приводит целый ряд подобного рода занимательных историй, и, почти как в "Декамероне", эти истории "на случай". Они мало чем между собой связаны, окромя общей темы - шифров. Но они любопытны для простого непрофессионального читателя, который хочет не информации, а чтива. Вот, например, из книги он может узнать следующее: что у арабов криптоанализ считался разделом грамматики и по традиции был тесно связан с языком Корана, или еще, что в Мехико свила гнездо немецкая разведгруппа, или что обычная моча относится к симпатическим чернилам. Или что "однажды в Нью-Йоркском цензорском отделении перевели все стрелки в предназначенной для отправки партии часов, опасаясь, что их положение может заключать в себе какое-то сообщение". Была и другая замечательная история про плавание (почти в стихах):

Один из сотрудников Нью-Йоркского отделения цензуры "обратил внимание на письмо из Германии, в котором говорилось, что Гертруда добилась выдающихся успехов в плавании, и перечислялись ее победные результаты. Сотрудник проконсультировался со знакомым любителем плавания, и тот ответил, что подобных результатов человек достичь не в состоянии. В ходе дальнейшего расследования было установлено, что в действительности речь шла о скорости нового американского истребителя".

Согласитесь, что все это чрезвычайно любопытно. Но вся информация устарела лет на много, и кроме историй шифровальщиков с древнейших времен, тесно сплетенных с историями времен Второй мировой, вы там ничего не обнаружите. Более того, дата последней информации о шифрах - 1949 год.

Так, например, к концу книги мы узнаем смысл такого понятия, как частотность. В каждом языке буквы встречаются со строго определенной частотой, поэтому достаточно лишь подсчитать, сколько раз употребляются те или иные знаки в шифрованном сообщении, и подставить на их место буквы, как смысл шифровки станет ясен. Но даже дочитав книгу до конца, мы так и не узнаем, что принцип частотности применим лишь к шифрам простой замены, разве что усложненным пустышками. Столь же неведомыми останутся для нас и бинарные шифры, шифры пропорциональной замены, многоалфавитные шифры, а также коды с перешифровкой - позавчерашний день тайнописи. И уж тем более не упоминается в книге употребление технических устройств, даже самых допотопных. И вообще, если книгу прочитает человек, до этого ничего не знавший о кодах, то, вероятно, дальше он будет жить с убеждением, что азбука Морзе - излюбленный способ шифрования в европейской криптографии, а все работники "черных кабинетов", как их предки-египтяне, ходят с посохами, на которые они привычным движением наматывают ленты секретных посланий.

Итак, книга, вероятно, рассчитана на иностранных студентов 60-х годов, и все "секретное" почищено. Но в одном месте автор проговаривается:

"Исходят ли эти знания из врожденной способности русских к естественным наукам, что позволило им первыми запустить искусственные спутники земли┘" За этой внешне невинной фразой ушлый читатель без труда обнаружит, что генетический код давно уже расшифрован отечественными профессионалами, и Д.Кану все о нем известно. А иностранные студенты, прочтя эти строки, самоликвидируются от печали, что в их жилах не течет русская кровь, и значит, и не видать их родным государствам искусственных спутников, как и достижений в области естественных наук.

Словом, книга патриотична и наверняка зашифрована.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1635
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4114
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2271
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2567

Другие новости