0
1696

29.03.2001 00:00:00

Был primus, а стал примус

Тэги: ХанМагомедов, архитектура, советского, авангард


С.О. Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Книга вторая. Социальные проблемы. - М.: Стройиздат, 2001, 712 с.

Первые годы нэпа потушили огни рабочих столовых. Потребительский индивидуализм резко дал себя почувствовать, и борьба общественного котла с примусом временно закончилась в пользу последнего".

Вторая книга самого капитального исследования об архитектуре русского авангарда посвящена той социальной новизне, которая диктовала новизну форм и которой был посвящен том первый. Здесь подробно описана типология нового быта: дома-коммуны и фабрики-кухни, клубы и районные термы, театры массового действа и конкурс на Дворец советов. Плюс градостроительные концепции: соцгород и город-сад, "парабола" Ладовского и "город-линия" Леонидова, а также краткий экскурс в историю предтеч - утопий Мора и Кампанеллы, Оуэна и Морриса. Фантастический по богатству и широте иллюстративный материал (издательство даже не смогло сосчитать, сколько в книге "илл."), цитаты из книг и газет 20-30-х, библиография на двадцать страниц, в общем, действительно "библия отечественного авангарда", как выразился Григорий Ревзин, рецензировавший в "EL НГ" первый том (19.06.1997).

И предъявлять к этой книге какие-то претензии - как и к Библии - было бы смешно. Хотя (и это тонко сформулировал Ревзин) некоторая отстраненность и сдержанность повествования заметно противоречат сокрушающей оригинальности темы: "это как если бы Диккенс описывал войну во Вьетнаме". И приведенная нами в начале цитата взята тоже не из текста самого Селима Омаровича, а из цитируемой в книге брошюры 1931 года. Впрочем, этих смачных цитат здесь так много, да и иллюстративный материал действительно настолько убедителен и упоителен, что как-то даже и не знаешь, какой тут еще нужен комментарий. Даты, факты, имена, краткие описания - остальное перед глазами.

И потом, чтобы сочинить сильный концепт, требуется некое настроение, лежащее, как правило, за пределами темы. Но сегодняшнее настроение умов, отношение к той эпохе характеризуются крайней невнятностью: как же это все так плохо кончилось, если так хорошо начиналось? Сам Селим Омарович - как следует из послесловия - тоже в некоторой растерянности. "Эксперимент не увенчался успехом, так как обнаружилось, что стремление к уравнительному распределению и обязательному коллективизму неизбежно ведет к ущемлению личности, к утрате демократии. <...> И все же, несмотря на крах "реального социализма", трудно до конца поверить, что человечество так никогда и не найдет других стимулов развития, кроме частного интереса, <...> сумеет разработать некую третью помежуточную модель".

В отличие от пенсионеров-зюгановцев у Хан-Магомедова есть куда больше оснований тосковать по той великой эпохе, все они предъявлены в этой книге. Тоску - которая, схлестнувшись со страстностью материала, вылилась в хладнокровный тон книги - обусловила нынешняя ситуация, которая чем-то похожа на нэп. Великая борьба (на этот раз - с коммунизмом) кончилась, и ее сменил пошлый угар промежуточной эпохи - примус, так сказать. Завоевания, конечно, налицо - рынок, демократия, гласность - но уж больно омерзителен культ "ценностей среднего класса", в ту эпоху звавшийся бы мелкобуржуазностью.

А современная русская архитектура как раз и есть печальный вариант "третьего пути", когда "кап" и "комм" ценности пытаются объединить, но поскольку того одухотворяющего содержания, которое стояло за формами первоисточника, нет - выходит одна декорация. Ведь что по сути-то? Вместо фабрики-кухни у нас теперь фаст фуд, вместо дома-коммуны - "элитка" с тройной охраной, вместо рабочего клуба - ночной, вместо театра Мейерхольда - театр Фокина (где в одном флаконе театр, ресторан, гостиница и магазин), а на месте мельниковской Сухаревки выросла чудовищная дрына. Журнал "Итоги", правда, радостно объявил, что в Москве победил неоконструктивизм. Но что это значит? Просто вместо башенок все стали делать острые углы и ленточные окна. Ну, еще одна мода. Правда, читая Хан-Магомедова, с удивлением обнаруживаешь, что там тоже было острое чувство стиля, или даже стильности. Глядишь на эти перспективы - черно-белые, поданные в остром ракурсе, летящие (обязательно по горизонтали), и просто облизываешься. Что-то есть в этом нерусское, уж больно все оно стильное. И притом в массе: что баня, что дворец культуры - везде один и тот же порыв-полет.

Да, конечно, все понятно: личность ущемлялась, потребности обобщались - противоречий хватало. Но архитекторы 20-х и сами это прекрасно понимали - потому так интересно читать здесь материалы тех дискуссий. А нынче-то - где противоречия, где споры, где борьба? В книге есть очень характерный сюжет про то, как архитектор Глущенко в течении пяти лет работает над проектом здания ТАСС, эволюционируя от авангарда к упрощенной неоклассике. Да, грустно, но за этим - накал, борьба идеологий, смена эпох. А сегодня подобные истории - на каждом шагу, но инспирирует упрощение проекта или жлоб-заказчик, или очередной трус из согласующей инстанции. Обуржуазился не только заказ, измельчал сам архитектор. Если его что и волнует, так это как пройти совет и как получить с заказчика. А в общественном внимании вызывают интерес только очевидные нелепицы вроде ХХС или Манежной.

Читая книгу, ловишь себя порой на мысли, что построена-то лишь двадцатая часть, да и построена - плохо, некачественно, а потому разваливается или уже развалилась и снесена. И тут же другая мысль: но важен-то действительно именно этот полет, этот "вал первичных идей", эта красота! А первая (позорная) мысль приходит просто потому, что отталкиваешься от реальности, в которой внуки конструктивизма задавлены строительными нормами, блюдением среды, ограниченным бюджетом, капризами заказчика или мэра. То есть если там сплошной полет и скромное воплощение, то тут все ровно наоборот: все строится, но полета - ноль.

Понятно, что антиконструктивистская, но ставшая обязательной мысль о том, что здание не должно нарушать сложившийся контекст, родилась только потому, что полвека эту самую среду калечили бездарными, однообразными зданиями. И это уже рефлекс: градсовет сегодня не пропустит ни одного яркого проекта. Тогда как по всей Европе строят радикальные, эффектные здания (регулярно, в частности, апеллируя к нашему авангарду) - и строят в центрах исторических городов. Потому что понимают: портит среду не яркий образ, а несоответствие пространству, его масштабу, структуре, сложности.

А водишь иностранцев по московскому конструктивизму - и остро понимаешь, что впечатление не то. Потому что знают они его по активно переводившимся книгам того же Хан-Магомедова, где все вместе - эффектные проекты и ракурсные (даже если не родченковские) фото 30-х годов. А живьем - это грустное зрелище. Так что жаль, что в книге нигде не указывается - жив тот или иной объект и каков его адрес, если жив. Вообще хотелось бы, чтобы Селим Омарович написал некую историю "жизни после жизни": и про то, как идеи конструктивизма воплотились в мировом модернизме, и про то, как тут все было, - как ломали перегородки в клубе Русакова, как хомутали "ножки" Центросоюза, как реконструировали под мебельный салон фабрику-кухню Барутчева, как хотели снести мельниковский гараж. Ну и чтоб нынешний неоконструктивизм как-то оценил, а то непонятно: какая-то "культура три" вырисовывается.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2164
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4909
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2694
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3097

Другие новости