0
1355

18.10.2001 00:00:00

Человек, который видел гномов

Елена Гречук

Об авторе: Лев Алексеевич Токмаков (род. в 1928 г.) - станковый и книжный график, Народный художник России. В детской книге работает пятьдесят лет.

Тэги: Токмаков, детский, художник, чудеса


-НЕ БУДЕМ друг другу рассказывать, какие ужасные детские книжки сейчас выходят, это и так все знают. Но, может быть, вы лучше других знаете, почему это так и что с этим делать.

- Издатели прикрываются рынком, но это та полуправда, из которой, по Паустовскому, получаются лучшие сорта лжи. Как их проверишь? И не все рынком решается. Детская книга - особенное явление. И художники детские тоже совсем другие. Когда к нам Шагал приезжал, его здесь опекал искусствовед Каменский, который потом рассказывал, что существует, собственно, два Шагала. Один - деловой, знающий цену всему, в том числе и каждому своему штриху. Другой - бескорыстный чудак, дервиш. Улучив момент, Каменский ему подсунул акварель с бумагой, и тот ему написал пейзаж... нет, натюрморт. Безо всяких денег. А потом - раз-раз-раз - и опять спустился на этаж ниже, стал такой расчетливый европеец. Так вот, детский художник - он таким двухэтажным и должен быть. Ну, вот взрослый, нормальный человек - не может он поверить в Бабу-ягу. А ребенок верит. Так и детский художник должен верить. В Бабу-ягу, в ковер-самолет; это все у него существует в том мире, который он обжил в детстве, и часть его мозга взрослела, а часть так в том мире и осталась. Художники детской книги - особенная раса.

- Но куда же она девалась?

- Никуда не девалась. Вот ко мне сейчас студенты приходили, мастер-класс по детской иллюстрации, десять человек. Я из них сначала одну девочку хотел отсеять: мне по первым ее работам показалось, что она не верит в чудеса. А теперь оставил. Она сегодня совсем другие работы принесла.

- Поверила?

- Поверила. Знаешь, как в чудеса верят? Вот была в Польше такая история. Приняли там в Союз художников одного примитивиста. Из шахтеров. Вынули его из забоя, отмыли, дали возможность выставляться. И тут у нас, в Советском Союзе, началась очередная борьба с условностью в искусстве. И все вокруг тоже сразу стали бороться. И вот в варшавском Союзе художников идет заседание, выступает тамошний искусствовед и песочит этого примитивиста почем зря. А шахтер сидит, слушает, ручищи на коленях, даже как будто кайф какой-то от этого выступления получает. А потом, когда тот кончил, просит слова: "Вот пан обо мне сейчас говорил. Все правильно сказал. Но только у меня один вопрос. Пан сказал, что гномов нету. А вот такие вот маленькие - руками показал, какие - и в красных колпачках. Это кто, по-вашему?"

- Так, может, у нас дети перестали в гномов верить?

- С детьми все не так просто. Их можно, конечно, испортить, и это происходит, но какой-то процент сохранности все равно остается. Знаешь, я как-то сидел на бульваре, там такой довольно крутой спуск. И мимо меня курсировало существо лет шести на велосипеде. На двухколесном. И когда он летел вниз - это был человек эпохи высоких скоростей. Бледный. Сосредоточенный. Губы в ниточку сжаты. Он жил в мире техники и знал, что там расслабляться нельзя. А минут через десять он шел назад, вверх, велосипед вел за рога - и я его только по пальтишку и узнал. Совсем другой человек. Губы пухлые, румянец на щеках, веки приспущены - созерцатель. Дети - они тоже двухэтажные.

- Думаете, им и компьютер не страшен?

- Сегодня на мастер-класс одна девица принесла свою компьютерную разработку. Такие достаточно беспредметные почеркушки соединила со шрифтом. Все это вполне производило впечатление продукции. И все согласились - и она в том числе - что компьютерное вторжение лишает детскую книгу каких-то витаминов. Там, где нужно двигаться медленно, - запрягают в плуг гоночный автомобиль, и какие-то необходимые корешки рвутся. Сейчас ведь во всем мире идет поворот к ручному рисованию, очень трудный, но необратимый. Мир отходит от шока. Так же, как было с фотографией в свое время. Ведь казалось, что - все, кончилась живопись. То же самое и с книжками. У меня сейчас ощущение автомобильной пробки. Кто-то застрял, кто-то прорывается, кого-то придержали. Ритмизированного, плавного движения нет - но в тенденции все проедут. Калиновский несколько лет был абсолютным изгоем для всех издателей, а теперь у него вышел Булгаков, "Мастер и Маргарита", и сейчас он для "Дрофы" делает "Маугли". У Евгения Монина вышли сказки братьев Гримм, замечательные. Так что пробка рассасывается естественным путем.

- Период первичного накопления капитала?

- Вот, это ты правильно сказала. Только какого-то другого, душевного капитала. Даже тот же рынок, которым издатели так любят прикрываться, совсем по-другому реагирует на всякую эту слащавость. Обкушались. Хочется другого. Детская книга - это живое явление, как дерево. Имеет свойство саморегулироваться.

- И все-таки с детьми не все в порядке. Мы попробовали провести опрос, и они сами себя определяют как абсолютных соцреалистов. Все должно быть понятно, как настоящее, покрашено в натуральный цвет. А читают при этом про покемонов.

- Дети - они лукавый народ. Они знают, что от них хотят услышать, чтобы их похвалили за правильный ответ. Вот они тебе и отвечают, как надо. А покемонов они любят, да. В прошлом году ко мне в студию при Российской государственной библиотеке приходила девчушка лет шести, она покемона своего с собой приносила. А рисовать приходила - сказку.

- И как?

- Хорошо рисовала. А покемона любила. Вот как тот парень, который на велосипеде ездил. Все умещается. Я думаю, что именно в этой детской всеядности и есть наше спасение от масскультуры. Точнее, от бескультурья. Надо только не опускать руки, и тогда детишки сами разберутся, что им действительно нужно. Тогда и покемон пойдет в мусоропровод, и Петрушка останется. Дай только срок. Пробьемся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
289
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
234
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1925
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1469

Другие новости