0
1972

27.02.2003 00:00:00

"Тайны гарема" и рельс на плече

Тэги: бродский, соловки


Юрий Бродский. Соловки. Двадцать лет Особого Назначения. - М.: РОССПЭН, 2002, 528 с.

"- Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! - совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.

- Иван! - сконфузившись, шепнул Берлиоз".

Соловки появляются на первых страницах "Мастера и Маргариты" не случайно. В двадцатые годы они стали первым "заповедником" репрессированных. Упоминать о них следовало шепотом. Повысить голос удавалось разве что литературным персонажам.

Книга "Соловки. Двадцать лет Особого Назначения" - итог тридцатилетней работы профессионального фотографа, исследователя Соловков Юрия Бродского. Чтобы ее проделать, автор даже переехал жить на архипелаг. Здесь более семисот иллюстраций: природа ссыльного края, архивные снимки, статьи из соловецкой прессы, афиши лагерных спектаклей, самодельные предметы быта... Опубликован огромный фактический материал. Соловецкая летопись складывается из писем и воспоминаний узников, директив лагерного начальства, цитат из следственных дел и закрытой служебной переписки.

Изучив книгу, понимаешь, что Соловки были опытным полигоном, где вырабатывались нормы и методы, позже широко примененные в ГУЛАГе. Организация работы и быта зэков, виды наказаний, изощренные приемы допросов и психологического подавления, режимы охраны, как расстреливать и прятать трупы - вся эта машинерия зла изобреталась там. Масштабы полигона впечатляют. С 1920 по 1939 год, до его расформирования по приказу Берии, Соловецкий лагерь особого назначения и связанные с ним карельские лагеря прошли без малого миллион человек. Лишь избранным посчастливилось вернуться, и почти все из спасшихся не смогли удержаться от воспоминаний. Видимо, тяжела оказалась для памяти эта ноша.

Один из них, Борис Седерхольм, описывает свой нескончаемый лагерный день: "Невыносимое мучение - идти втроем по болоту, держа в руках смычку рельсового полотна весом в сто шестьдесят килограмм. К десяти часам три старика совершенно выбились из сил. Один из них, Колокольцев... лег на землю со словами: "Убейте меня лучше! Я больше не в силах!.." Колокольцев умер от разрыва сердца около четырех часов утра".

Но было на Соловках и то, что укрепляло дух людей, не давало пропасть их талантам и профессиональным навыкам. Одни писали статьи в лагерную газету, другие, как знаток древних языков Владимир Кривош-Неманич, обслуживали метеорологическую станцию, кто-то лицедействовал в театре. На продуваемых вьюгами страха подмостках ставили не только "На дне". В оперетте "Тайны гарема" с зэками играли дети комсостава Соловецкого особого полка. Страшные издевательства и просветы мимолетного братства странно соседствовали. Впрочем, пока на Соловках не водрузили красный флаг, здесь пять веков шла удивительная монастырская жизнь, с большим налаженным хозяйством и торговлей, своими бунтами и государевыми заключенными. Бродский пишет и о ней, не разделяя историю Соловков на до и после, соблюдая традицию.

Материальные свидетельства того времени исчезают. Часто стараниями людей, заинтересованных в исчезновении. Памятники истории заменяются муляжами, "новоделом". Цифры и факты утаиваются. Задним числом историю стремятся поправить. На Соловках все это тоже происходит. Единственный способ вылечить память - написать и издать книгу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1201
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3189
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1800
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2136

Другие новости