23.03.2000 00:00:00

Приведение в систему

Трифонов Д.Н. Периодическая система элементов. История в таблицах: Учебное пособие/РХТУ им. Д.И. Менделеева. М., 1999, 68 с.

CО ВРЕМЕНИ открытия Менделеевым периодического закона (считается, что это произошло 1 марта - 17 февраля по старому стилю - 1869 г.) учеными разных стран было опубликовано более 500 вариантов графического изображения периодической системы химических элементов (главным образом в виде таблиц). И нет ничего удивительного в том, что сама история появления этих таблиц, их систематизация стали предметом научного исследования.

Провел эту работу самый квалифицированный на сегодняшний день в России знаток творчества Менделеева, доктор химических наук Дмитрий Николаевич Трифонов. Помимо изучения истории и теории Периодической системы, Дмитрий Николаевич постоянно работает над созданием и уточнением хронологии развития химии. Этот аспект его научных интересов нашел свое отражение и в рецензируемой книге. Все это делает небольшую вроде бы по объему книгу великолепным┘ Хотел сказать "чтением", но сам жанр издания, в котором более половины страниц занято графическим материалом, не позволяет это сделать┘ Итак, все это делает небольшую вроде бы по объему книгу великолепным тренингом для мозговых извилин.

Автором отобраны 27 таблиц, представляющих знаменательные вехи в истории периодической системы элементов. Приводятся таблицы в хронологическом порядке. В комментарии к таблицам излагается краткая история периодической системы - от Дмитрия Ивановича Менделеева до наших дней, даны ссылки на соответствующие литературные источники. В приложении приводятся справочные сведения, относящиеся к хронологии открытий и синтезов химических элементов, дана схема радиоактивных семейств, таблица стабильных изотопов и их относительной распространенности. Все приложения снабжены, в свою очередь, компактными, но очень информативными комментариями. И это - первое изменение по сравнению с предыдущим изданием книги ("Периодическая система элементов. История в таблицах", Московское правление ВХО им. Д.И. Менделеева, М., 1992 г.,).

Во-вторых, добавлено авторское предисловие. В нем изложено фактически современное состояние проблемы изучения и развития периодической системы. "Периодическая система сыграла огромную роль в становлении и развитии современных знаний о свойствах и строении вещества, - подчеркивает Дмитрий Трифонов. - В конце XIX в. свершились фундаментальные научные открытия, которые привели к принципиальному пересмотру сложившихся воззрений о сущности закономерностей, управляющих материальным миром. Достаточно упомянуть открытия рентгеновских лучей (1895), явления радиоактивности (1896), электрона (1897), наконец, создание квантовой теории (1900). Не будь в то время периодической системы - упорядоченного множества химических элементов, - многие следствия этих открытий не получили бы необходимых развития и интерпретации. Трудно вообразить, как могла бы появиться теория радиоактивного распада, какое реальное значение обрели бы ядерная модель атома и доказательство существования разновидностей атомов у химических элементов".

И тут же - неожиданный, лингвистический, ракурс феномена периодической системы.

"Периодический закон" и "периодическая система" настолько привычные и общепринятые термины, что не возникает и мысли подвергнуть хотя бы малейшему сомнению эти словосочетания. Между тем с "языковой" точки зрения некоторые возражения все-таки небезосновательны.

Их приводил видный немецкий химик-неорганик В.Клемм. В 1969 г. в статье "100 лет системы периодов химических элементов" он замечал: "Систему периодов часто называют "периодической системой". Но это название неудачно в языковом отношении... Есть много явлений, которые являются периодическими (например, колебания могут быть периодическими). Но система периодической быть не может. Выражение "система периодов" предпочтительнее".

Тут же мы узнаем, что сам Дмитрий Иванович Менделеев зачастую пользовался термином "закон периодичности" (изменения свойств химических элементов), который, если подходить строго, представляется более удачным.

Но┘ До конца жизни Менделеев не признавал существование электрона, не понял трудов по радиоактивности, хотя ознакомился с ними в 1902 году в лаборатории Пьера и Марии Кюри. Однако и после этого писал: "Я вовсе не склонен признавать даже гипотетическую превращаемость элементов друг в друга". Любопытно в этой связи то, что Трифонов отмечает, как будто держа в голове этот факт: "Изучение химии синтезированных трансурановых элементов и прогнозы в отношении строения атомов и важнейших свойств элементов с очень большими порядковыми номерами приводят к выводу, что в этой области канонические представления о периодичности претерпевают заметные изменения"┘