0
1571

13.03.2003 00:00:00

Общество длинного меча

Тэги: германия, гитлер, нацизм, миф


Филипп Лаку-Лабарт, Жан-Люк Нанси. Нацистский миф. / Пер. и предисловие С.Л. Фокина. - СПб.: Владимир Даль, 2002, 78 с.

Обстоятельства появления оригинального текста таковы. В 1991 году французские философы переделывают статью о немецком национал-социализме для публикации в Соединенных Штатах. Поставив после каждого слова восклицательный знак, можно было бы исчерпать рецензию. Соавторы, осознавая некоторую несвоевременность и неуместность работы, предуведомляют читателя образца 1991: "...могло сложиться впечатление, что философское исследование "нацистского мифа" имеет исключительно исторический интерес". Нет, замечают они, ставки философа всегда в настоящем событии, то есть в актуальном, задевающем и заставляющем нас реагировать. С последним нельзя не согласиться.

Спасение Запада

Агон немецкой и французской философских традиций имеет предысторию. Широко распространено мнение, что хайдеггеровский проект поиска корней европейской философии, сбившейся с пути в переводе на латынь, включает всю Европу, частью которой является Германия. Речь у Хайдеггера шла о "спасении Запада". Французские мыслители указывают на социальный и идеологический контекст его предприятия. Деструкции подвергаются латиняне, франки и римляне в первую очередь. Исключив наследие латинского языка, германские народы вполне могут приобщиться к истинной - не испорченной философии - философии греков, и на этом основании полагать, что именно они являются подлинными их наследниками.

Еще Винкельман говорил: "Нам следует подражать древним, чтобы самим стать, коли это возможно, неподражаемыми". Но оставалось понять, в чем же следует подражать древним так, чтобы добиться коренного отличия немцев. Для прояснения сути дела приведу цитату из Филиппа Лаку-Лабарта и Жан-Люка Нанси: "Открытие, которое сделали немцы на заре спекулятивного идеализма и романтической филологии... состояло в том, что было, дескать, две Греции: Греция меры и ясности, теории и искусства... "прекрасной формы", мужественной и героической строгости, закона, Града, светлого дня; и Греция погребенная, темная (или слишком уж слепящая), Греция исконная и первобытная с ее единящими ритуалами, леденящими душу жертвоприношениями и повальными опьянениями, Греция культа мертвых и Земли-Матери, - короче говоря, Греция мистическая... И след этого раздвоения "Греции" можно проследить по всей немецкой мысли начиная, например, с гельдерлиновского разбора Софокла или "Феноменологии духа" и кончая Хайдеггером┘"

Очевидно, что это открытие позволяет выдвинуть вперед новую историческую модель и отделаться от неоклассической Греции (Греции французской и даже, если копнуть глубже, Греции римской и возрожденческой). Что дозволяет Германии с маху отождествить себя с Грецией┘ С другой Грецией, забытой и мистической┘

Греция, скажем опять же, не вдаваясь в подробности, "мистическая" предоставляет, вообще говоря, не собственно модель, но скорее ресурс, то есть идею некоей энергии, способной обеспечить идентификацию и ее функционирование. В целом она призвана предоставить "идентификационную силу".

Немцы - новые греки

Дело Хайдеггера, хотя подробно французскими интеллектуалами не разбирается, но подразумевается; текст неявно вменяет вину немецкой мысли. Впрочем, это оправданно. Отчасти. Хотя Хайдеггер на декартовский конгресс в Париже 1937 года не поехал, - по мнению Хайдеггера, приглашение от чиновников пришло оскорбительно поздно, - однако он связывал с ним большие планы. Декарт был основателем философского модернизма, спор с ним во многом определял собственную философию Хайдеггера. В своей статье "Пути к диалогу" он, не касаясь конкретных вопросов противостояния двух ведущих европейских держав, писал: "Момент, переживаемый ныне миром, поставил перед народами Европы, творящими историю", задачу "спасения Запада". Заметим, вопрос о спасении в то время был чисто идеологический, так как ни роста "желтой" опасности, которая так волновала Владимира Соловьева, ни нынешнего исламского фундаментализма, ни экспансии на богатый север эмигрантов с бедного юга в Европе не было. Хайдеггер указывал на стихию "азиатского окружения Древней Греции", в борьбе с которой последняя могла выстоять лишь благодаря тому, что бытие и становление в ней полемически взаимодействовали. Сила греческого полиса заключалась в нераздельном единстве моментов, которые ныне представляют Франция с ее картезианством - представлением о возможности рационально распоряжаться "res externa", внешним миром, - и Германия с ее историческим мышлением. Под азиатским окружением Хайдеггер мыслил в то время модернизм, осуществившийся в Северной Америке и России. В 1938 году он все же читает свой доклад, который позже выходит под названием "Время картины мира". В то время Хайдеггером основательно продумывались четыре игрока (Германия, Франция, США и СССР), выстроенные на горизонте исторического эксперимента.

Вернемся к теме эссе, "нацистскому мифу". Для Эрнста Юнгера, яркого представителя идеологии консервативной революции, в ранний период важной темой был национализм. Это часто ставилось ему в упрек. Однако позже он эти работы не комментировал и не извинялся за них. Лишь однажды в интервью крупнейшему французскому германисту Жюльену Хервье, данном по поводу его 90-летия, на вопрос о том, как на него повлияла Первая мировая война, он сказал: "Я стал националистом только благодаря Франции, и в частности благодаря чтению Барреса; Баррес действительно меня воодушевлял. Он говорил: "Я не национален, я националист", - это я от него перенял".

Французские учителя

Интересна оценка, высказанная ангажированным историком Третьего рейха после победы Гитлера на выборах 1937 года Вальтером Франком в работе "Национализм и демократия во Франции Третьей республики 1871-1918". В ней указывалась преемственность традиции, которая ведет от французского плебисцитного национализма через итальянский фашизм к национал-социализму. Для Франка национал-социализм является логичным завершением этой традиции, так как она наконец расквиталась с устаревшим либеральным государством и осуществила соответствующий ХХ веку политический порядок.

Впрочем, исследователи едины, что "Демон немецкого национализма" появился на свет не без деятельного участия "французского империализма", вызванного к жизни Революцией. Другими словами, "нацистский миф" восходит - среди прочих истоков - к "революционному мифу", укорененному во французском Просвещении; он владел и в отличие от "нацистского мифа" продолжает владеть современным сознанием. В связи с этим не может не показаться странным, что в своем блестящем разборе "нацистского мифа" французские философы почти что обходят молчанием импульс, полученный немецким национализмом. Можно даже подумать, что напряженное внимание французской философии к немецкой мысли скрывает некий разрыв или даже "травму" французской философской традиции, причиненную собственной историей. Наверное, на эту травму глухо намекает уже цитировавшийся Лиотар, когда, размышляя о том, почему "дело" Хайдеггера является преимущественно "французским" делом, он несколько вынужденно, неохотно ссылается на "некую историю", "отмеченную обезглавливанием короля".

Какие цели преследуют и чьи интересы отстаивают видные французские философы? Помимо очевидного: показать историческую обусловленность появления нацистского мифа, указать на неизжитость его в современности и тем самым поставить разговор на философские рельсы, - лежащий на поверхности ответ - реванш. Есть и другие соображения. Нехватка "другого", зависимость французской философии от немецкой спекулятивной традиции, вменяемая ей несамостоятельность - "неоницшеанство" - дают повод дорисовать "другого". Французская мысль без опоры, от которой она отталкивается, не мыслит себя.

Перед лицом реальной угрозы терроризма, исламского фундаментализма, с одной стороны, и формированием однополюсного мира и европейского сопротивления-объединения этому - с другой, брошюра более чем 20-летней давности могла быть воспринята "сугубо" академическим исследованием одного, пусть и значимого, исторического вопроса. Если бы не фигуры, ее написавшие, да не контекст появления. Несущей конструкцией строительства новой Европы является Германия, экономическая и политическая стабильность которой - гарант успеха этого предприятия. Французские авторы определяют истоки нацистского мифа в работах немецких мыслителей от романтиков и Гегеля до Ницше и Хайдеггера, тем самым поднимают котировку философа в жизни общества, то ли разделяя, то ли иллюстрируя мысль Делеза: "Все есть политика".

Вопрос новизны

Инвектива французских философов, их призыв к бдительности - и исторически, и идеологически оправданны. Их memento: "Анализ нацизма никогда не следует понимать на манер обычного судебного дела, это скорее всегда какая-то деталь в общей деконструкции истории, из которой мы происходим". Воля к самоутверждению, к проведению своей политики, к выражению и отстаиванию интересов своей страны - основа моего подозрения, что это как раз и есть та самая деталь, сигнализирующая о возможности возрождения того, что "не сводится к чистой случайности истории", к истории немецкого фашизма. Мы не должны пребывать в уверенности о естественности буржуазно-демократического устройства Западного общества.

Спор двух философских сверхдержав сегодня уже не столь безусловен. Англосаксонская традиция после Второй мировой войны стала постепенно захватывать Европу. Вначале были охвачены скандинавские страны, а затем, в конце ХХ века, все ощутимее стало влияние аналитической традиции на континенте. Американский полюс властно заявляет о себе в праве судить, быть над схваткой, как это проявляется, например, в позиции Ричарда Рорти. Рорти хорошо осведомлен о том, что происходит в американской и европейской философской мысли. Его сознательный отказ от профессиональной клановости и провинциальной замкнутости, разъедающих современную философскую культуру, ради чего он много ездит по миру, участвуя в диалоге культур, его вопрошание о том, что же мешает "глобальному разговору" и как возможны консенсус и солидарность в обществе, встраиваются в осознание возросшей ответственности мыслителя ведущей страны мира.

Однако очевидно, что число философских сверхдержав не связано напрямую ни с территорией и населением, ни с экономической и военной мощью страны.

Спасительность иллюзии

В предисловии к книге Сергей Фокин отмечает, что Лаку-Лабарт и Нанси устроили "настоящую сцену всей немецкой мысли". Нам же, глядящим со стороны Уральских гор - из-за кулис, выяснение отношений кажется сценой, которую разыгрывают французские и немецкие интеллектуалы перед американской общественностью. Но есть резон и для нашей. Наглядность противоречий обнажает слабости каждой из сторон, избавляет от привычки всеприятия и некритического следования чужой мысли.

Закрадывающуюся мысль о том, что отработать ожидание американской аудитории и при этом получить удовольствие - уязвить набирающего силу соседа, - это высокий профессионализм, придется сразу же отбросить в силу веса и ответственности позиции, которую отстаивают Лаку-Лабарт и Нанси. К тому же не лишним будет вспомнить о том, что Нанси является видным представителем католической мысли. Возможно, исток их позиции во Франции. Нельзя же не вспомнить, а тем более проигнорировать травму французской элиты, которая так и не осознала, что она делала во время Второй мировой войны. В психоанализе это называется форклюзией - когда травматическое событие не просто замалчивается, но вообще не признается символический статус события, которое оказывается как бы вне смысла. Тем самым оно отменяется и выводится за пределы умопостижимого.

К чему российскому интеллектуалу созерцать агон двух философских сверхдержав? Здесь уместно вспомнить замечание гениального политика о том, что в споре двух идеалистов (а именно идеализм вменяется французскими мыслителями немецким философам и писателям как первопричина и исток нацизма) всегда выигрывает материалист. А вот мысль современника: "Пора сказать без обиняков: существование фашистской партии во все времена поддерживало иллюзию, будто политика еще есть (так будет и дальше). Следует признать, что любая политика была заинтересована в сохранении спасавшей ее иллюзии". Эта мысль одного из самых страстных и последовательных критиков капитализма Мишеля Сюриа заслуживает внимания. Ибо скрытая пружина, двигающая его мысль, что капитализм, утратив перспективную - коммунистическую - модель общественного устройства, утратил горизонт самоопределения, самоулучшения, конкуренции, ретроспективные же - архаические, эскапистские, традиционные - формы критики приоткрывают способ, каким конструируется актуальность "нацистского мифа". Техника работы Сюриа, примененная в отношении партий буржуазно-демократического общества, пригодна к анализу философских партий и, более широко, к интеллектуалам, обслуживающим государство, в том числе посредством радикальной критики, которая, по точному наблюдению Эрнста Юнгера, дала пропитание не одному поколению интеллектуалов. Существование угрозы "Нацистского мифа" оправдывает как полноту жизни "мифа демократического", так и критику наследников этого мифа и, наконец, подозрение о возможном его зарождении.

Русский - значит плохой философ

Философский пароход 1922 года, увеличив интеллектуальную концентрацию европейских столиц от Парижа до Берлина, возвращается в Россию лекторами, собирающими полные аудитории. А в самой Германии не без основания полагают, что в советской и постсоветской России "традиция мысли характеризовалась перманентным эсхатологическим настроением". Вот мнение Эверта фон дер Цвеерде: "На Западе говорят о Бердяеве, его приводят в нашей учебной программе в качестве примера плохого философа, плохого типа философствования. Может быть, это неправильно, потому что создается стереотип, что он плохой философ именно как русский". В такой ситуации и с таким багажом предрассудков о российской философии тяжело выступать от ее имени и репрезентировать российский/русский топос.

Имеется и другая сторона дела, как кажется, не менее важная в силу неявности, точнее, вытесненности проблемы своего прошлого. Проблематизировать место, из которого ведется речь, - значит задаться вопросом об ответственности не только аналитики происходящего, но и прагматики интересов и целеполагания своего сообщества. Скольжение по поверхности чужой мысли столь же продуктивно (в силу авторитета последней у соотечественников), сколь и травматично для отечественного мыслителя. Михаил Ямпольский - тому яркий пример - поделился своим самоотчетом мысли: "Мое существование сегодня в мире - а я хочу быть сегодня универсальным человеком - в значительной степени зависит от... группы провинциальных, локальных людей, которые мне подарены без моего ведома и с которыми я почему-то должен себя соотносить. Неприятность всего этого заключается еще и в том, что все эти философы отделяли себя от мира... Что-то я должен с этим делать?"

Но проблема русскости не ограничивается тем, что так эмоционально было заявлено выше. Она имеет ряд аспектов.

1. Ответственное принятие советской истории как своей. На мой взгляд, это развитие и доведение до логического завершения принципа отказа от кровавого и жертвенного истока культуры. Тематизация этой проблемы на уровне философской рефлексии позволила бы создавать свое концептуальное поле и, что в данный исторический момент, полагаю, более важно, определиться по отношению к своему прошлому. Если у немцев есть чувство вины, у французов - забвение (форклюзия), то у нас налицо механизм подросткового запирательства. Распространено отношение к истории страны в ХХ веке как к не моей (или, жестче, их, коммунистической) истории. Напомню, что ситуация непризнания своего, в том числе своего прошлого, - не нова. По сей день живет формула: "Сын за отца не отвечает". Но сегодня не только не отвечает, но и - вот власть традиции - не может соотнести себя с ним, поставить себя в его условия. И, как результат, не может настоящее увидеть в перспективе прошлого и посмотреть на конкретную ситуацию с позиции целого и изнутри целого.

2. Современной русской философией игнорируется то, что я бы назвал теорией "среднего уровня". У нас практикуется либо высокий уровень абстракции, либо уровень журналистики и публицистики, на котором обсуждаются реальные проблемы, которых чураются философы; словно первые незыблемо верят в справедливость мнения, приведенного Платоном: "они вдаются в мелочи, значит они нищие". Отсутствие инвестиций философов в культурное пространство страны, их мнений по актуальным проблемам, касающимся каждого человека, - убедительное свидетельство тому.

3. Михаил Гаспаров как-то заметил, что древнегреческий полис был создан щитом с двумя рукоятями, которым можно было прикрывать друг друга, что повлекло появление "сплоченного строя" - главной военной силы греков. Российскую же интеллектуальную атмосферу по-прежнему определяет "длинный меч" и щит с одной рукоятью. В результате мы имеем рыхлое коллективное тело, не схваченное общей идеей, школой, направлением. Так, если в Европе не может быть философа самого по себе - он должен называться и рекомендоваться учеником кого-то, продолжателем школы, укорененной в национальной традиции, - то феномен русскости, как мы помним, является досадной помехой.

Борьба за подлинность

Борьба за подлинность истоков философской традиции - это не столько исток мысли, сколько ее ресурс, справедливо полагают Лаку-Лабарт и Нанси. Эта схема работает и по сей день. Так, например, Вячеслав Сухачев замечает, что "современной русской философии весьма часто свойственно представлять переживаемое Россией время как некий пункт исхода, нулевую точку отсчета. Это происходит в ситуации медленной эрозии, мгновенного коллапса различного рода институций, интенсивных процессов социокультурного "раз-очарования", что влечет за собой потерю социоэкзистенциальной, культурной и, конечно, философской идентичности. Рецепция "русской идеи" для определенной группы философов стала своего рода ответным шагом на эти трансформации, шагом двойственным и парадоксальным в размерности философского мышления".

Традиция базируется на мифе и предполагает преемственность. Рефлексия собственной традиции - это указание истоков. Русская философия утратила не только традицию, но и культуру ее передачи и сохранения. При отсутствии такого опыта сложно понять контекст столкновения европейских направлений философии, их агон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2274
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5074
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2792
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3218

Другие новости