0
2312

11.12.2008 00:00:00

Присвоение Крокодила

Валерий Инюшин

Об авторе: Валерий Инюшин - заместитель главного редактора сетевого издания "Полярная Звезда".

Тэги: история, мифология, крокодил


история, мифология, крокодил Крокодил состоит преимущественно из головы, туловища и хвоста...
Средневековая гравюра

В некоторых российских оппозиционных кругах давно возрастает любовь к Крокодилу с самой что ни на есть большой буквы «К». Крокодил этот, или сиречь Змей, предстает перед нами в образе защитника свободы и истинных национальных ценностей, ограниченных региональным масштабом.

Действительно, если официальный режим так любит всяческих Змееборцев в лице св. Георгия и ему подобных, а патриоты-язычники якобы предпочитают Громовержца-Перуна, то любителям местного самоуправления, краеведения и свободы народного творчества вполне подобает обожать Змея, сражающегося с имперской сущностью, с грозным видом держащего копье или молнию в своих железных руках.

Известным любителем Крокодила, или Змея-Дракона в терминологии Традиции, был Корней Чуковский, который также часто подозревается в известном пристрастии к либеральным взглядам. В «Мойдодыре» он выступает как однозначно положительный персонаж, ратующий за телесную чистоту. Впрочем, в произведении, имеющем непосредственное название «Крокодил», Корней Иванович описывает этого главного героя не столь однозначно. Да, мы сочувствуем свободолюбивому Крокодилу, не находящему понимания у петербургских жандармов и обывателей и ведущему в духе Greenpeace обличающие речи против заточения зверей в зоопарках. Однако когда зеленая рептилия решает погубить весь людской род со своими дикими африканскими сородичами и начинает воплощать этот адский план на практике, наши симпатии поневоле смещаются в сторону героического Вани (Васи) Васильчикова, одолевшего лесную братию при помощи игрушечной сабельки и пистолетика. Но и Крокодила можно понять. В общем, сочувствуешь обоим, поэтому, наверное, поэма Чуковского и завершается подписанием мирного соглашения между людьми и животными.

Поражение Змея

Если посмотреть на эту тему с более серьезной стороны, то становится очевидным, что она относится к сложнейшему мифологическому пространству поединка между Героем и Драконом, или Громовержцем и Змеем, тоже неспроста называющимся центральным мифом индоевропейцев, хотя этот сюжет традиционен и для многих других цивилизаций.

В информационную матрицу современной северной цивилизации (Европа, Россия, Северная Америка) мифологема Героя и Змея вмонтирована через два основных кода. Для обыденного сознания населения России, части Европы и Кавказа наиболее привычным является сюжет о поражении Змея св. Георгием. В скандо-германском, кельтском и англосаксонском культурном ареале доминирует образ Рыцаря, одерживающего победу над Драконом.

Формально миф о Георгии Победоносце относится к христианской Традиции и, если разобраться в деталях, имеет мало общего непосредственно с темой змееборчества. Святой Георгий, родившийся то ли в Каппадокии, то ли Бейруте в III веке н.э., служил в гвардии императора Диоклетиана. Диоклетиан был одним из лучших императоров, однако заслужил себе репутацию гонителя христиан, поскольку укреплял вертикаль власти, в том числе на основе греко-римской Традиции.

Георгий, будучи тайным христианином, явился к Диоклетиану в апреле 303 года н.э. в городе Никодимия, открыто объявил ему о своей религиозной принадлежности, а затем обличил императора в жестокости, несправедливости и гонениях на единоверцев. Понятно, что после этого последовала типичная история об очередном христианском мученике. Однако в данной истории ни слова нет ни о каком сражении с Драконом.

Свою победу над Змеем св. Георгий одерживает уже в иной небесной ипостаси. На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный Змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву Змею. Когда очередь наконец дошла и до единственной дочери царя, вдруг явился св. Георгий на белом коне. Большинству более знаком способ поражения дракона копьем в пасть или в горло, однако не менее распространенной в религиозной литературе является версия о победе над Змеем силой молитвы. Дракон падает ниц перед Георгием Победоносцем, и тот приводит его на поводке в город.

С одной стороны, это вполне вписывается в представление темы змееборчества в авраамической Традиции, где главным героем выступает Архангел Михаил. С другой стороны, принявшие христианство индоевропейские народы также перенесли на этот персонаж часть своей исконной мифологии. И если военная аристократия ассоциировала с ним богов-громовержцев, бывших реальными змееборцами, то крестьянское сословие вплетало в него черты аграрного культа, принимая во внимание греческое значение имени Георгос – земледелец.

Самым известным европейским драконоборцем, фактически никак не связанным с христианской Традицией, является могучий германский воин Зигфрид, он же Сигурд скандинавского пантеона. О Зигфриде-Сигурде нам главным образом известно из двух основных источников, к которым относятся «Старшая Эдда» и «Песнь о Нибелунгах». Важнейшим моментом является происхождение Сигурда. В большинстве скандинавских саг он назван сыном конунга Сигмунда, сыном Вельсунга. Вельси же – одно из имен Одина.

Сражение Сигурда с драконом Фафниром является уже не столь однозначным змееборческим действом, каким оно предстает в мифе о Георгии Победоносце. Во время поединка герой и дракон ведут длинные беседы, в которых даже подчеркивают уважительное отношение друг к другу. Кроме того, Фафнир предостерегает Сигурда от присвоения клада Нибелунгов, который рано или поздно приносит смерть своим владельцам. В конечном итоге сокровище Нибелунгов оказалось губительно для героя.

Вообще в индоевропейской Традиции роль драконоборцев, как правило, играют боги-громовержцы. Анализ индоевропейской мифологии показывает, что почти все драконоборцы состоят с громовержцем или иным верховным божеством в близких отношениях путем родства или эманации. Часто герой-змееборец является сыном или внуком громовержца. В скандо-германской мифологии таковым является сын Одина-Вотана Тор-Донар, который как минимум два раза сражается с Мировым Змеем Йормунгандом. В эллинской Традиции Аполлон является сыном Зевса и титаниды Лето, Геракл – сын Зевса и царицы Алкмены, Персей – отпрыск Зевса и царевны Данаи. Все они – Змееборцы. Зевс и Аполлон бьются с хтоническими змееподобными чудовищами Тифоном и Пифоном. Аполлон поражает из лука змея Пифона, или Дельфиния. Геракл и Персей победили драконов в женских обличьях Лернейской Гидры и Медузы Горгоны.


Популяция крокодилов в последнее время резко сократилась...
Жак Ле Муан. После охоты на Крокодилов. 1591

Весьма показательна в этом смысле и славянская мифология. Ортодоксальным драконоборцем в ней, естественно, выступает громовник Перун. В поздних интерпретациях Перун сражается со Змиуланом – одной из инкарнаций Велеса. В свою очередь, Велес доводится Перуну родным братом. Как нетрудно заметить, его имя Велес-Волос также несет в себе очевидную змеевидность. Отец обоих – Сварог, являющийся Богом Огня и Кузнецом, а также Богом Неба, их мать – Лада-Богородица.

Согласно одному из сюжетов, Перун сначала был побежден Змеем Волосом, который отнимает у него сердце, глаза и солнечную секиру и заточает в подземелье, погружая в сон. Победить Волоса Перуну также помогает его сын Дажьбог Тарх Перунович в союзе с людьми. Добрыня Никитич, оказывается, вообще не вступает в схватку со Змеем. Между ними даже заключен договор до реальной битвы дела не доводить.

Крокодил и его Противник

Теперь попробуем разобраться, что же означает поединок между Героем и Змеем с символической точки зрения. С происхождением Героя-Громовержца все более или менее ясно. В индоевропейской Традиции он ведет свой род от Отца-Неба и Матери-Земли, иногда предстающей в ипостаси матери правящей династии богов, например в эллинском варианте богов-олимпийцев. А вот генеалогия Змея не имеет точного источника. Впрочем, он на то и Мировой Змей, поскольку, вероятнее всего, был с Начала Времен недифференцированной материи («хаоса») и, по сути, является одной из эманаций Абсолюта.

Что касается сакральной символики теогонии, то она вполне прозрачна. Небо-Громовержец выступает в роли Светлых Космоустроительных Сил, а Мировой Змей олицетворяет Темное Хаотическое Начало. Главным источником Света и подателем Жизни на нашей планете является Солнце, поэтому история, связанная с битвой Героя и Дракона, может рассматриваться прежде всего в космогоническом и астрономическом разрезе. Кроме того, борьба Порядка с Хаосом, Света с Тьмой, Жары с Холодом также может быть интерпретирована в качестве взаимодействия мужской и женской энергий. Мужская сила ян предстает здесь в ипостаси Героя-Громовержца, женская сила инь в виде Змея/Змеи. Солнце и День, как известно, символизируют мужской принцип, а Луна и Ночь – женский.

Фигура Змея или Змеи тесным образом связана как с процессом манифестации/творения Вселенной, так и с ее свертыванием. Здесь важна идея абсолютных Начала и Конца. Причем, когда речь идет о начале мира или в узком смысле слова о творении или отделении Земли от Неба, Мировой Змей не представляется в виде однозначно отрицательного персонажа. Напротив, он один из важнейших элементов творения. Так, согласно интерпретации норвежского нордического традиционалиста Варга Викернеса, сбрасывание Одином в море Змея Йормунганда и его дальнейшее разрастание до размеров окружности Земли символизируют экватор нашего небесного тела. Экватор – самая длинная параллель, естественным образом «закусывающая» свой хвост. Космические катастрофы, приводящие к смещению полюсов, суть поединки Громовержца со Змеем, в результате чего изменяется положение экватора.

Схожая символика заложена и в мифе о тысячеголовом Змее Шеше в ведической Традиции. Этот Змей поддерживает Землю и служит ложем для Вишну, когда он спит в океане между проявлениями Вселенной. В начале времен сам Брахма просил Шешу стать основанием видимого мира. В «Махабхарате» Он обращается к Мировому Змею как равной себе космической силе. Причем, как следует из древнеиндийского эпоса, сам Шеша недолюбливает своих змеиных сородичей, отдавая предпочтению орлу Гаруде, наиболее прославленному истребителю змей в ведическом пантеоне Героев.

В конце каждой кальпы Шеша извергает ядовитый огонь, уничтожающий Вселенную. Здесь его инструмент уничтожения профанировавшего мира совпадает с огнем Шивы, также являющегося завершателем космических циклов. Постоянный эпитет Шеши – Ананта, что означает «бесконечный». Отсутствие конфликта между Брахмой и Шешей также свидетельствует о том, что мужская и женская энергии существуют в недифференцированном виде во время переходных этапов, связанных с манифестацией и свертыванием Вселенной.

Другой космической силой в ведизме, на которой строится Мироздание, является Богиня Шакти, часто изображаемая в виде Змеи (женская энергия кундалини), плотно обвивающей Шиву (мужская энергия), который есть недвижимое в своем постоянстве и чистоте Абсолютное сознание, воплощающее принцип Мирового Древа – единой всеподпирающей Оси (столп, колонна и т.д.). Диада Шива–Шакти воплощает трансцендентный принцип мужского и женского начал.

Славянская мифология прежде всего делает акцент на вселенской этике и связанных с ней энергиях. Сущности, вышедшие из-под ударов Сварога и Змея об Алатырь-Камень, знаменуют начало борьбы Правды и Кривды, Яви и Нави, Жизни и Смерти. Противостояние было таково, что речь зашла о разделе Земли-Матушки на сферы влияния. Светлые боги сподобились одолеть Змея хитростью. Сварог сковал плуг и предложил Змею пропахать межу, которая бы определила границу между их владениями. В сказке о Кузьмодемьяне, захватившим Змея в клещи, последний сам предлагает поделить мир посредством пахоты. Пахоте предшествуют так называемые постоянные налеты Змея, характеризующие ситуацию хаоса. Победа над Змеем знаменует обустройство мира на принципах системности и упорядоченности, то есть Космоса.

Реабилитация Крокодила, или Кто кого

В общем, мифологема змееборчества в самых разных традициях носит воистину всеобъемлющий характер, где Герою соответствуют Солнце, День, Космос, Огонь–Воздух, Ян и Бык, а Дракон уподобляется Земле (небесному телу и стихии), Ночи, Хаосу, Инь, Змею/Змее.

Важной особенностью Змея является его гермафродитичность, в то время как Герой-Громовержец верен своему мужскому предназначению. Однако в любом случае Змей олицетворяет иньскую природу, а Герой – янскую.

Интерпретация инь-янского взаимодействия в качестве победы Героя над Драконом, на мой взгляд, имеет важную социальную и биологическую интерпретацию. Например, в ней довольно легко усматривается тема смены матриархата патриархатом. В дополнение к уже продемонстрированной гендерной обусловленности Громовержца и Змея наделение последнего отрицательными моральными чертами явно свидетельствует о желании закрепить победу Героя не только с точки зрения метафизики, но и в общественном и бытовом плане.

Так происходит демонизация сексуального и социального конкурента в лице женщины, чтобы на уровне обыденного сознания ни у кого не возник соблазн повысить и тем более уравнять женский статус с мужским. Правда, чем более агрессивная форма патриархата приходила к власти, тем меньше места оставалось для диалектического осмысления взаимодействия этих двух начал даже в духовной сфере, как это произошло в авраамических культах. Именно поэтому Дракон, также прозываемый Крокодилом, некоторыми российскими оппозиционерами, выдающими себя за знатоков Традиции, конечно, заслуживает посильной «реабилитации» в общественном сознании.

Однако не стоит думать, что древние ведические (и не только) общества питали иллюзии по поводу женской прорвы. Напротив, изначальные арии, принесшие людям более продвинутые формы социального и технологического устройства, навязывали покоряемым примитивным племенам патриархальную модель общежития.

В то же время социальный символизм битвы Героя и Дракона далеко не исчерпывается одним гендерным аспектом. Громовержец (Герой) и Змей могут в явном и скрытом тотемическом виде символизировать конфликтующие этносы и даже целые геополитические образования.

Обратимся к самому знаменитому конфликту античности, а именно к Троянской войне. Если проанализировать черты характера, присущие греческой и троянской цивилизациям, то Древняя Эллада с ее континентальным менталитетом и культом преодоления, безусловно, предстанет в виде Героя, а Илион как типичная таласократия окажется самым натуральным змеиным бастионом. Не случайно, что в рядах ахейцев сражается на порядок больше типичных героев (Ахилл, Аякс, Патрокл, Менелай и т.д.), в то время как Троя может похвастаться разве что Гектором.

Показателен в этом отношении пример США. Так, во время гражданской войны буржуазный индустриальный Север одержал верх над героическим аристократическим феодальным Югом не на поле битвы, а посредством морской блокады, задушившей экономику противника. Имя операции по блокированию портов Юга было вполне соответствующим – «Анаконда». Причем Штаты точно так же назвали свой план по окружению СССР военными базами НАТО после Второй мировой войны.

Впрочем, случается, что Герой превращается в Дракона, как это произошло с Элладой, когда она пассионарно выдохлась и перешла на полисную экономику таласократии перед ее завоеванием, набиравшим силу героическим Римом.

В целом всеохватность кода поединка между Героем и Драконом делает его идеальным общим символом идеи смены эпох.

Милые бранятся – только тешатся

Что ж, вернемся теперь к истории, где св. Георгий пронзает Дракона копьем. Мне представляется, что дополнительный анализ этого сюжета вряд ли добавит что-то принципиально новое после разбора гораздо более фундаментальных змееборческих мифов, а вот каноническая иконография, связанная с этим персонажем, может поведать гораздо больше.

Итак, Георгий восседает на белом коне. На белом коне у всех индоевропейских народов скачет Бог Солнца, особливо во время сражений с разными гадами. Поражает он Дракона копьем в пасть. Копье – оружие явно фаллического типа, а пасть весьма прозрачный намек на вход в женское лоно, что более чем оправданно в случае поединка Героя и Змея. То есть Георгий вступает в сексуальную связь с женской сущностью, которая зашифрована в Драконе. Однако, как было показано выше, она носит не только телесный, но и метафизический характер. Оружие Бога Солнца – это лучи и перуны. В форме светоносного луча в Традиции, как правило, выступает Божественный Логос, одухотворяющий первичный хаос материи, тем самым превращая его в Космос.

В результате возникает прекрасный мир, способный к самовозрождению. Всякий раз, когда Герой сражается со Змеем, появляется новая жизнь как в виде нового тела, так и обновленного духа. В общем, как написал поэт Александр Твардовский в поэме «Василий Теркин»:

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Точнее не скажешь... Поэтому выпячивание лишь одной вселенской силы в ущерб другой, как это делают некоторые доморощенные крокодилолюбцы и некоторые их противники, можно расценивать как политический и исследовательский инфантилизм чистого бабьего разлива. А вот Корней Иванович был помудрее...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1411
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1016
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1223
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
790

Другие новости