0
2068

17.09.2009 00:00:00

Бровь-кровь-любовь

Тэги: литература, штамп, наискосок


литература, штамп, наискосок Рабы штампов продаются по дешевке.
Жан-Леон Жером. Невольничий рынок в Риме. 1884. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В повести «Не бросай слов на ветер» ныне почти забытая писательница Ольга Кожухова вспоминала, как знаменитый Константин Георгиевич Паустовский, руководивший прозаическим семинаром, в котором как раз и училась Кожухова писательскому делу, призывал своих «семинаристов» бояться «не только словесных литературных штампов», но также и «ходячих истин, банальных мыслей».

Оставим пока в покое «ходячие истины» и «банальные мысли», а поговорим-ка о штампе┘ литературном, разумеется.

Если сказать, что литературный штамп многолик и многообразен, значит – практически ничего не сказать об этом настоящем биче не только литературы, но и языка в целом.

При желании можно было бы составить целый словарь литературного штампа, который, естественно, должен был бы начинаться со знаменитого русского «авось», «воспетого» несколькими поколениями отечественных стихотворцев, начиная с незабвенного князя Ивана Михайловича Долгорукова, сочинившего огромное стихотворение «Авось» в самом конце ХVIII века, а заканчивался бы этот нетривиальный словарь, конечно же, злополучным «Я», которое тревожило, тревожит и, судя по всему, еще долго будет тревожить сочинителей всех жанров и возрастов, школ и направлений.

А между «Авось» и «Я» удобно и вальяжно могли бы расположиться все эти бесконечные «До боли» и «Золотые ворота», вечные «Бровь-кровь-любовь», «Дыша-душа» (так и хочется добавить «ни шиша»), «Звуки-внуки-науки», «Муки-руки-разлуки», а также надоевшие «очи-ночи», набившие оскомину «тень-день», «конь-огонь», «кошки-окошки»; «диссертабельность» – из уст высоколобых ученых, «смотрибельность» – не менее высоколобых киноведов, «читабельность» – полчищ литкритиков; всевозможные парады – от «Парада суверенитетов» и «мульт-парадов» конца прошлого века до всевозможных «хит-» – и «рингтон-парадов» и даже «Парада университетов» – начала века нынешнего, любимая политиками и журналистами всех мастей то резко поднимающаяся, то столь же стремительно опускающаяся «Планка»; только ленивым не упоминаемый город-анекдот «Урюпинск», ставший символом глухой российской глубинки, а также затасканное до предела «Читая»┘ И т.д. и т.п.

А где-то там, в самой «золотой середине» этого – не существующего пока – словаря достойное место могло бы занять незатейливое слово, я бы даже осмелился сказать – словцо, которое по праву может считаться безжалостным искусителем служителей самого высокого жанра отечественной словесности, то бишь – Поэзии.

И словцо это – «наискосок»

* * *

Одними из первых, кто ввел это слово в поэтический оборот, были, вероятно, Всеволод Рождественский и Михаил Кузмин┘

Всеволод Рождественский (1895–1977) – еще в 1920 году разместил это слово в первой строчке стихотворения, которое пятью годами позже было опубликовано не где-нибудь, а в знаменитой «Антологии русской лирики первой четверти века», составленной Ежовым и Шамуриным (эта антология в 1991 году была переиздана издательством «АМИРУС»):

О, прорезь глаз наискосок,
И легкость шубки
серебристой,
И бархат капора, и льдистый,
Мутнее золота, зрачок!

1920.

Михаил Кузмин в стихотворении «Атенаис» из цикла «Занавешенные картинки» изваял, как сказали бы нынешние циники от поэзии, такие строки:

Зовут красотку Атенаис
И так бровей залом высок
Над глазом, что посажен
наискосок».

Не чужд был этого слова и Борис Пастернак, который употребил его в стихотворении «Объяснение» (1947):

Вот одна походкою усталой
Медленно выходит на порог
И, поднявшись из полуподвала,
Переходит двор наискосок.

Но современная «наискосокомания» началась, судя по всему, с признанного классика советской поэзии Александра Трифоновича Твардовского, который в главе «Переправа» своей знаменитой поэмы «Василий Теркин» написал:

Было так: из тьмы глубокой,
Огненный взметнув клинок,
Луч прожектора протоку
Пересек наискосок.

Позже это словцо было подхвачено (случайно или сознательно, знать не могу) одним из отцов-основателей бардовского движения, знаменитым писателем, драматургом и поэтом Михаилом Анчаровым, который в своей популярной в 60-е годы «Балладе о психе из больницы имени Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку» дал этому слову, если так можно выразиться, тройное усиление:

Пыль садится на висок,
Шрам повис наискосок,
Молодая жизнь уходит
Черной струйкою в песок!

После такого агрессивного ряда «висок-наискосок-песок» даже стихи Иосифа Бродского, который также не избежал соблазна использовать это словцо в своем не самом бедном поэтическом словаре, кажутся отнюдь не «шедевральными»:

В теплой комнате,
как помнится, без книг,
без поклонников,
но также не для них,
опирая на ладонь свою висок,
Вы напишете о нас наискосок.

При этом, надо заметить, это написанное в 1962 году стихотворение будущего лауреата Нобелевской премии называлось не абы как, а «А.А.Ахматовой».

Но, надо полагать, настоящую популярность «наискосок» получило, вероятно, после того, как оно прозвучало в знаменитой песне Владимира Семеновича Высоцкого «Про вепря», исполненной им с присущей только ему хрипотцой и мгновенно «раскрученной» в 1966 году всеми магнитофонами не только 1/6 части суши, но и далеко-далеко за ее пределами:

А в отчаявшемся том
государстве –
Как войдешь, так прямо
наискосок
В бесшабашной жил тоске
и гусарстве
Бывший лучший, но опальный
стрелок.

* * *

Дальше, как говорится, пошло-поехало! Ибо даже такой тончайший лирик, как Владимир Соколов, но и тот поддался «очарованию» этого слова┘

А так летел наискосок
Снег на иконный твой висок
Под небом, где иконостас
Не упасал, мадонна, Вас┘

(Стихотворение «Андроников монастырь» из книги «Городские стихи»). Что уж говорить о других!

* * *

В телогрейке полинялой,
от избы наискосок,
по селу идет брехало
здешний: Вася Кипяток...

(Владимир Попов в книге: «Луч солнца на бревенчатой стене»).

* * *

...Тень подробна. В каждом
повороте.
Хоть впрямую, хоть
наискосок.
Все в ней есть. И только
нету плоти.
Веса нет. Ни на волосок.

(Сергей Островой – из стихотворения «Эпигон», журнал «Огонек», № 6, 1987).

* * *

...скользя все выше поясок
кольчужной долькою
расправлен
органа лиственного вправе
голубизной наискосок....

(Владимир Алейников – из цикла «Сопоставления» в книге «Путешествия памяти Рембо»).

А такой – взыскательный к слову – поэт, как Евгений Блажеевский настолько был, вероятно, «очарован» этим словом, что не единожды, а дважды (в 1977 и 1980 годах) отметился в его применении:

И навеки пропала за серой
стеной небосвода,
И растаяло эхо, идущее
наискосок
Поколение это другого
не знало исхода:
Голос – в русское небо, а тело –
в заморский песок.

1977.

Верблюд и черная цистерна,
Стоящая наискосок
Моя тоска почти безмерна:
Верблюд, цистерна,
да песок┘

1980.

Да что там говорить, если от соблазна этого словца не удержался даже сам Андрей Андреевич Вознесенский, признавшийся в книге «Аксиома самоиска»:

Летел он от Земли
наискосок,
оставив слева Запад
и Восток...

Как не удержался и его более старший товарищ по поэтическому цеху Александр Ревич:

Как искусительны соблазны:
соблазн – река, соблазн – песок,
и этот летний полдень
праздный,
и зной, и тень наискосок...

1991.

Указанную выше искусительность соблазнов подтвердил и Александр Кушнер, первым из наших сочинителей отмеченный премией «Поэт»:

И так хочется мне
посмотреть хоть разок
На того, кто┘ Но тень
всякий раз
Заслоняет его или чей-то
висок,
И последняя ласточка
наискосок
Пронеслась, чуть не
врезавшись в нас».

(«Мне приснилось, что все мы сидим за столом┘»)

* * *

Следует добавить, что иногда даже самому зоркому редакторскому глазу не хватает требуемой «зоркости», и тогда «наискосок» немедленно и не раз проникает на страницы некоторых изданий.

Вот и пример:
И на последнем повороте
В последний день,
в прощальный час
Расправить в яростном
полете
Крыло – увы, в последний раз,
Расправить и на миг
поверить –
Чтоб сердце в стук,
чтоб кровь в висок, –
И вниз, к твоей
открытой двери,
И снова вверх наискосок

1974–1999.

(Яков Хромченко – в журнале «Предлог», № 6, 2002).

* * *

Вошел. Стою наискосок.
Священник в ризе золотистой
Творит псалом, а вторит
чистый
Лучистый женский голосок.

(Владимир Леванский, там же)

* * *

Кто-то из читающих эти строки может подумать, что только поэты мужеского пола «покупались» на это гипнотическое слово. Нет и еще раз нет! Смею заверить, это явное заблуждение. В доказательство чего тут же и незамедлительно могу привести строчки нескольких современных поэтесс:

Лед, не ходи! Хоть
и весна почти,
земли прочна и глубока
остуда.
Мне жаль того, поверх
воды, пути
в Поленово, наискосок
отсюда.

1981.

(Белла Ахмадулина – «Вослед 27-му дню февраля»).

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

(Тоже Ахмадулина в стихотворении «Прощание», которое больше известно по первой строчке: «А напоследок я скажу┘»)

* * *

Этой ночью мне приснилось:
к дому, сквозь лесок,
ты с бидоном керосина
шла наискосок.

(Лариса Румарчук – «Новый мир», № 8, 1997).

* * *

Замолчи, уймись, остановись.
Будем жить, себя не объясняя,
Как летит –
наискосок, но ввысь –
Птичья песня, вольная,
лесная┘

(Татьяна Бек (1949–2005) – из книги «Сага с помарками»).

* * *

Лишь пестреют в траве
игрушки,
Да из дачи наискосок
Кто-то смертно орет
частушки,
Словно жизнь
запасает впрок┘

(Мария Ватутина. «Глаз, привыкший к пейзажу ищет┘» – из цикла «Обратный билет».«Новый мир», № 1, 2007).

* * *

Сегодня Бог, воздевши руки,
Усталость сбросив на песок,
Ушел пасти стада на север.
Летели облака, как звуки,
Сторонкою наискосок,
Туда, где шум дождя и клевер.

(Татьяна Кайсарова – из книги «Растают зимние цветы»).

* * *

И скука есть в тоске –
как черный паучок
В прозрачном янтаре, и сплин,
всегда готовый
С ферзем – наперерез,
с конем – наискосок,
И пахнет, на беду, она
печалью новой┘

(Елена Ушакова – в стихотворении «Не скука, нет, не сплин, не боль и не печаль┘» из цикла: «Вечное дежурство». «Новый мир» № 12, 2007).

P.S. Когда эта заметка была уже написана, я услышал по какой-то радиостанции весьма задорную песенку с легкими восточными интонациями, в которой прозвучали «до боли» знакомые слова и соответственно рифма:


Взгляды наискосок – это новые смыслы.
Ян Сандерс ван Хемессен. Христос, несущий крест (фрагмент). 1553. Christian Museum, Esztergom.

Вижу тень наискосок,
Берег желтый с полоской ила.
Я хочу целовать песок,
По которому ты ходила┘

Знающие люди объяснили мне, что это слова о-о-чень популярного шлягера конца прошлого века. К сожалению, мне не удалось узнать, кто является автором текста этого произведения. Впрочем, при наличии такого обильного числа невольных «соавторов», перечисленных выше, это не так уж и актуально.

P.P.S. Уверен, что кто-то из читателей обязательно задаст вопрос: а как часто прозаики используют «наискосок»?

Как часто – не знаю, но знаю, что даже такой строгий ревнитель нашего языка, как Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) в своем знаменитом «Одном дне Ивана Денисовича», написанном в 1959 году, не преминул использовать это слово: «Толстоватые, навернувшие на себя все, что только было из одежки, бригадники наискосок (выделено мной. – А.П.), гуськом, не домогаясь друг друга нагнать, тяжело шли к линейке и только поскрипывали». Не избежали этого соблазна и другие – более молодые представители писательского цеха: «Да, кстати, мало того, что я служил с ним в одном министерстве, мы еще были, а возможно, являемся и сейчас, соседями по даче, то есть по дачному поселку, дача министра наискосок от нашей». (Саша Соколов. «Школа для дураков»).


Хит-парад, мульт-парад, парад парадов...
Иван Макаров. Прибытие государя на парад 15 мая 1883 года. 1883. Лист из альбома "Крещеное коронование государя императора Александра III 15 мая 1883 года"

* * *

«Тимур Движков, мелковатый мужчина самой невзрачной наружности, которого разве что отличало мечтательное выражение глаз, сидел во втором ряду в обнимку с какой-то книгой и язвительно смотрел не то чтобы прямо перед собой, а как-то наискосок».

(Вячеслав Пьецух – в рассказе «Жизнь замечательных людей» из книги «Жизнь замечательных людей»).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1962
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
941
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4647
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3594

Другие новости