0
2930

01.10.2009 00:00:00

Обреченность на одиночество

Вячеслав Огрызко

Об авторе: Вячеслав Вячеславович Огрызко - литературный критик.

Тэги: кузнецов, одиночество


кузнецов, одиночество Заслужил ли он сияние нимбов святых? Или, как Блок, остановился на полпути
А.Лентулов. Новый Иерусалим

То, что Юрий Кузнецов – поэт общенационального масштаба, русские интеллектуалы поняли, кажется, уже в конце 1970-х годов. Окончательно в этом их убедил выход в 1983 году в чем-то итогового сборника «Русский узел». Но с этой очевидностью очень долго не могла смириться толпа, возомнившая себя писательской элитой. Понятно, почему величие поэта долго не признавали шестидесятники. На фоне Кузнецова, мыслившего категориями вечности, они смотрелись бабочками, которым в течение одного светового дня кто-то сверху милостиво разрешил пошуметь, но без посягательств на основы системы. Удивительно другое: почему Кузнецов оказался по большому счету чужим и для так называемой русской партии. Ее-то что в поэте пугало?

Я думаю, партию страшила прежде всего загадочность Кузнецова. Она не могла определить генезис его поэзии. Кузнецов явно не вписывался ни в одну из существовавших в 1970-е годы поэтических школ. Его нельзя было назвать ни слепым продолжателем тютчевской традиции, ни яростным последователем Блока и уж тем более обожателем Есенина. Истоки кузнецовского стиха лежали глубже – если угодно, в поэтических воззрениях древних славян, которые в XIX веке с присущей ему дерзостью фундаментально исследовал великий сказочник Афанасьев. К сорока годам, если не раньше, Кузнецов успел впитать в себя и опыт Древней Греции, и мудрость Данте, и философию «Фауста» Гете.

Любопытно в этом плане его стихотворение «Детское признание», помеченное 1974 годом. Поэт писал:

На хворостине я въехал на гору Парнас,
Слышал Гомера, но тот оборвал свой рассказ.
Это молчанье стоит до сих пор на земле.
– Дать ему слово! – сказал чей-то голос во мгле.
Тут хворостинка возьми и заржи – в ассонанс
Ей по ошибке откликнулся сонный Пегас.
– Скверное время, – поморщился Гете и встал,
Взял хворостинку и ею меня отстегал.

Беда многих советских писателей, в том числе и тех, кто близко стоял к русской партии, заключалась в том, что они изначально выбирали ложные цели и долго поклонялись фальшивым кумирам. Ладно, если б они ориентировались на классиков. Нет же. Большинство советских стихотворцев предпочитали учиться у дутых литературных авторитетов, которые если чего и смогли добиться за долгую жизнь – это набрать солидный общественный вес. Ну какими наставниками могли быть Константин Симонов или Ярослав Смеляков, если они сами писали очень посредственные стихи. Даже Твардовский остался в истории не как поэт огромного лирического дарования, а прежде всего как редактор журнала «Новый мир», через который в хрущевскую оттепель власть дозволила выпустить пары общественного недовольства прежними порядками.

Кузнецов, бросив вызов системе, предпочел другую шкалу ценностей. Он с безрассудной смелостью заявил: «Я один – остальные обман, подделка». Естественно, все – и официальные власти, и разрешенные оппозиционеры – сразу насторожились. Абсолютно независимые люди никогда никого не устраивали.

Вот вторая причина, из-за чего русская партия побоялась сделать Юрия Кузнецова своими знаменем.

Ее страшно напугал настрой поэта. В отличие от других современников Кузнецов очень трагично воспринимал бытие. Он любил русские просторы и понимал, что именно в них – наша сила. Поэт умел чувствовать душу. Помните, как он еще в 1975 году писал:

Выходя на дорогу, душа оглянулась:
Пень иль волк или Пушкин мелькнул?
Ты успел промотать свою чистую юность,
А на зрелость рукою махнул.
И в дыму от Москвы по Хвалынское море
Загулял ты, как бледная смерть┘
Что ты, что ты узнал о родимом просторе,
Чтобы так равнодушно смотреть?

Лидеры русской партии интуитивно почувствовали в Кузнецове чужака.

Здесь пора напомнить, что вообще из себя представлял так называемый русский клуб, еще в 1960-е годы избравший своей базой общество охраны памятников истории и культуры. Это был элитный кружок, состоявший в основном из комсомольских функционеров. Первую скрипку в нем играли бывший секретарь одного из райкомов комсомола Ленинграда Сергей Семанов, заведующий отделом пропаганды ЦК ВЛКСМ Валерий Ганичев, ведущие авторы и сотрудники журнала ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», в том числе Виктор Чалмаев и Феликс Чуев. Сейчас уже ясно, что все вечера русского клуба проходили под плотным контролем спецслужб. Впрочем, это обстоятельство и тогда сильно не скрывалось, одно из доказательств тому – деятельное участие в элитном кружке бывшего высокопоставленного офицера Главного разведуправления Дмитрия Жукова.

Какой-то четкой идейной платформы у русской партии никогда не было. В ней мирно уживались сторонники социалистического пути типа Ганичева, неоязычник Жуков, который долгое время главного врага страны видел в христианстве, сочувствующий монархистам Семанов. Впрочем, представителей всех течений тут и не перечислить. Но вот реальные задачи у партии, кажется, существовали. Я думаю, покровители русского клуба рассчитывали на то, что кружок в перспективе должен был обосновать (или популярно объяснить народу) причины перехода высшей власти от Брежнева к группе Шелепина–Павлова и их последователей. Видимо, именно поэтому русскому клубу некоторые члены Политбюро ЦК КПСС негласно поручили формирование идеологии просвещенного патриотизма.

Но на кого русский клуб решил опереться в писательских кругах? Ставка была сделана на двух молодых поэтов: Валентина Сорокина и Владимира Фирсова. Эти фигуры были партийным функционерам очень понятны. Сорокин успел в Челябинске постоять у мартеновских печей. Он как бы олицетворял близость русского клуба к рабочему классу. А Фирсов когда-то вспахал на Смоленщине целое поле. Вот вам смычка с крестьянством. Да и стихи Сорокин и Фирсов сочиняли пусть примитивные, зато с точки зрения идеологии безупречные. Не случайно при поддержке главного комсомольца страны Сергея Павлова власть попыталась вылепить из Фирсова противовес Евгению Евтушенко. Его даже пару раз вывозили на Дон к Шолохову. Функционеры искренне верили, что одного слова Шолохова будет достаточно, чтобы молодежь искала в библиотеках не любовную лирику Евтушенко, а светлые березки в исполнении Фирсова.

В общем, русскому клубу оказались нужны не поэты-мыслители, которые хотели понять природу русского космоса, а всего лишь слепые проводники чужих идей. Но Юрий Кузнецов на роль комиссара никак не годился.

Партийных идеологов пугала широта характера московского южанина. Ну кто еще в 1974 году мог позволить себе такие рассуждения:

Бывает у русского в жизни
Такая минута, когда
Раздумье его об отчизне
Сияет в душе, как звезда.
Ну как мне тогда не заплакать
На каждый зеленый листок!
Душа, ты рванешься на запад,
А сердце пойдет на восток.
Родные черты узнавая,
Иду от кремлевской стены
К потемкам ливонского края,
К туманам охотской волны.
Прошу у отчизны не хлеба,
А воли и ясного неба.
Идти мне железным путем
И знать, что случится потом.

Это-то и смутило лидеров русского клуба. Они-то всегда у своих покровителей прежде всего просили высокие должности и различные привилегии. Если верить Александру Байгушеву, уже в 2000 году объявившему себя ключевой фигурой партийной разведки 1970–1980-х годов, Брежнев и Черненко якобы уже тогда исподволь готовили Ганичева на роль генсека КПСС, а Семанова планировали в будущем сделать то ли министром юстиции, то ли министром внутренних дел. А тут вдруг объявился какой-то бессребреник, которому нужны были лишь воля да ясное небо. К тому же Кузнецов кардинально расходился со многими своими современниками и тем более их опекунами из партийных и комсомольских кабинетов в понимании самобытности русского пути. В общем, русская партия все сделала для того, чтобы Кузнецов в течение двадцати лет не мог найти своего журнала.

По духу, настрою Кузнецову, естественно, более всего соответствовал «Наш современник». Однако главный редактор Сергей Викулов старался не подпускать его к своему журналу даже на расстояние пушечного выстрела. Почему? Самое простое объяснение: Викулов боялся конкуренции. Он сам всю жизнь писал стихи и поэмы, которые были чистейшей воды графоманией. Но ведь Викулов никогда не считался вольным художником. Он понимал, что в «Нашем современнике» его много лет удерживала определенная политическая группировка (точнее – Юрий Бондарев, за которым в Политбюро изначально стояли Полянский и Соломенцев и некоторые другие весьма влиятельные лица). Поэтому главным для Викулова было проведение в журнале прежде всего линии русской партии.

Я не верю в то, будто Викулов поставил на пути Кузнецова в свой журнал шлагбаум самостоятельно, без ведома партии. Да, он никогда не принимал поэтический мир Кузнецова. Как почти все почвенники, Викулов всю жизнь расписывал в своих стихах одни ландшафты, видя в этом главную особенность русской поэзии. Но в реальности он тупо насаждал плоское мышление. А Кузнецов сразу выбрал иной путь. Рано отказавшись от увлечения разноцветными метафорами, он в какой-то момент круто повернул к символам. В его стихах замелькали чуждые кондовым деревенщикам сюрреалистические мотивы. Отказавшись от бытовых подробностей, поэт сосредоточился на постижении русской мистики. Он писал:

Но русскому сердцу везде одиноко┘
И поле широко, и небо высоко.

Викулову осознать это было очень сложно. Вот почему в Кузнецове он увидел даже не конкурента. Он почувствовал в нем своего идейного врага. Но я убежден: если бы партия сказала, что надо подняться выше личного, Викулов немедленно бы этому подчинился (вспомним, как в 1980 году он вынужден был смириться с приходом в журнал чуждого ему по характеру Юрия Селезнева и как он пару лет терпел инициированные Селезневым публикации).

Оставим сейчас за бортом вопрос: кто именно дал Викулову команду не пускать Кузнецова в «Наш современник». Главное все-таки не это. Важно другое: почему покровители Викулова не хотели видеть поэта на страницах этого журнала? Чего они опасались?

Я думаю, поэт расходился с русской партией в главном. Кузнецов, устав от вечного плача по утраченному, отказался от примитивного воспевания пшеничных полей и белых березок. В атомный век он, в чем-то отталкиваясь от философии общего дела Николая Федорова, предложил оперировать мифологическим мышлением.

Однако ни Бондарев, ни Викулов (я уже не говорю об их партийных покровителях) понять такую образную систему мышления в застойную брежневскую пору оказались не готовы. Они привыкли во всех наших бедах видеть исключительно руку мировой закулисы. В новых образах и символах русская партия увидела не силу поэта, а отход от традиций и даже признаки измены общему делу.

Странно, но своим Кузнецов в это время отчасти стал (хотя и ненадолго) лишь для журнала «Москва», которым руководил далеко не близкий поэту писатель-деревенщик Михаил Алексеев («Новый мир» я здесь в расчет не принимаю, потому что Наровчатов считал Кузнецова своим учеником и когда печатал его, то многое ему прощал).

Не найдя выхода своей энергии в толстых журналах, Кузнецов обратился к кожиновскому кругу. Но и для этого круга он тоже не стал полностью своим. Весь этот круг очень долго держался на одной личности – Вадиме Кожинове. Кузнецова далеко не все устраивало в воззрениях этого человека. Но Кожинов в отличие от тех, кого он объединял, умел самостоятельно мыслить. Другие – хорошо если успевали глотать дым от кожиновского огня и подхватывать его идеи.

Не случайно кожиновский круг очень быстро как бы ссохся. Николай Тряпкин сознательно загнал себя в некую резервацию (лишь бы не касаться опасных тем). Передреев свою боль начал глушить вином. Владимир Соколов и Анатолий Жигулин, испугавшись гнева шестидесятников, стали лавировать меж двух лагерей. Другая беда постигла Станислава Куняева. Когда он понял, что исписался и больше сказать ему уже нечего, бывший ученик Бориса Слуцкого, чтобы остаться на плаву, полез в голую политику, окончательно угробив свой дар художника (...).

Ни Кожинов, ни Кузнецов не считали себя воцерковленными людьми. Скорее в них обоих было сильно языческое начало. Но они оба продолжали всю жизнь искать свои дороги к Богу. Кузнецов ведь не случайно критически относился даже к очень гениальным творцам. Если перечитать его поэму «Золотая гора», видно, что он так и не принял, к примеру, Блока. И не только за книжные искания. В свое время Кузнецов был сильно раздосадован тем, что Блок вокруг головы своей музы зажег «пепельно-серый круг». В этом круге поэт увидел демоническое сияние. Он-то считал, что слава гения равносильна сиянию нимбов святых. А что выходило по Блоку? Его музой была всего лишь муза, но не Бог. Отсюда – разочарование в любовной лирике Блока.

Но во всем ли Кузнецов оказался прав? Не знаю. Ведь он тоже был небезгрешен. И у него были свои музы. В том же сборнике «Русский узел» Кузнецов опубликовал пронзительное стихотворение о любви:

Я в жизни только раз сказал люблю,
Сломив гордыню темную свою.
Молчи, молчи┘ я повторяю снова
Тебе одной неведомое слово:
Люблю, люблю!.. Моя душа так рада
На этом свете снова видеть свет,
Ей так легко, ей ничего не надо,
Ей все равно – ты любишь или нет.

Меня, кстати, всегда удивляло, почему о любви очень скучно, без страсти писали и Викулов, и Ваншенкин, и Фирсов. Даже Твардовский весь свой талант, мне кажется, утопил в гражданской лирике. Неужели это сильное чувство обошло их стороной? Или они постеснялись излить свою душу на бумаге? А Кузнецов изведал все и ничего в своих стихах скрывать практически не стал. Но заслужил ли он сияние нимбов святых? Или, как Блок, остановился на полпути?..

Мне кажется, одна из драм Кузнецова заключалась в том, что в поэтическом мире у него не было равных собеседников. Рубцов погиб еще в 1971 году. Бродский жил в Америке (я, кстати, почему-то уверен, что если Бродский остался бы в России, Кузнецов наверняка бы нашел с ним общие точки пересечения, как это случилось у него в 1980–1990-е годы с Евгением Рейном). Глеб Горбовский? Но он все лучшее написал еще в 1960-е годы, а затем неумолимо стал, к моему глубочайшему сожалению, деградировать, поэтому общения на равных тут ждать было уже бесполезно. Пожалуй, интересного собеседника Кузнецов мог бы приобрести в лице Ивана Жданова. Но судьба вместе их никогда не сводила. А жаль.

Видимо, люди такого масштаба, как Кузнецов, всегда были обречены на одиночество.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2264
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5050
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2776
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3206

Другие новости