0
2701

26.11.2009 00:00:00

Поэты – одинокие люди

Ян Шенкман

Об авторе: Ян Стивович Шенкман - поэт, литературный критик.

Тэги: студия, луч, поэты


студия, луч, поэты Игорь Волгин читает стихи на стихийном митинге в день полета Гагарина 12 апреля 1961 года.
Фото из архива Игоря Волгина

Я попал в студию «Луч» в 92-м году. Это было самое неудачное время для литературных студий и для стихов вообще. Все кинулись делать дела и пользоваться открывшимися возможностями. Началось всеобщее помешательство на бизнесе и рекламе. Никто не знал, что будет завтра, если сегодня хорошенько не поработать локтями. Место патологического идеализма занял патологический прагматизм.

В этой ситуации довольно глупо выглядели те 10–15 человек, что приходили каждую неделю на Моховую к Волгину. Ведь нет на свете ничего более бесполезного, чем стихи. Ни скушать их, ни продать.

Я почему-то помню студию исключительно зимними вечерами. Было довольно холодно. Мы сидели в толстых свитерах и пальто. Кто-то украдкой пил из фляжки коньяк. А вот стихи как раз не запомнились. Может быть, потому, что не было в этом поколении таких ярких людей, как Гандлевский, Быков и Степанцов. Поэты за редким исключением приходили тихие, закомплексованные, задумчивые. В мое время студия выполняла скорее терапевтическую функцию. Помню, как перед одним обсуждением Волгин предупредил нас (главным образом, конечно, меня): «Это больной мальчик, если можно, обойдитесь без ваших шуток». Мальчик был и правда со странностями. А кто из нас не со странностями. Но вот это отношение меня тогда потрясло и до сих пор, честно говоря, потрясает. Хотя все правильно. Строго по Достоевскому. Надо же, чтобы человеку было куда пойти...

Я со своими тогдашними абсурдистскими текстами выбивался из общей атмосферы «Луча». Кого-то шокировал, у кого-то вызывал раздражение. Только не у Игоря Леонидовича. Волгин, пожалуй, первый человек, который четко и прямо сказал, что мои стихи имеют право называться стихами. Но я, кстати, не припомню, чтобы он кого-то откровенно ругал. Даже отъявленных графоманов. Они как-то сами все понимали, попадая в атмосферу «Луча». А было зато другое. На любом обсуждении, после любой «летучки» Волгин выстраивал параллели. Звучали имена Сельвинского, Антокольского, Хармса, Бродского, Слуцкого... Лестно попасть в такой контекст, в какой-то мере продолжить ряд. Лестно и ответственно. Так мы приобретали масштаб.

Как-то на студию зашел натуральный бомж. Пока я читал стихи, он тихо копошился в углу. А потом вдруг начал кричать: «Ура! Молодец! Браво!» Выяснилось, что это поэт Сергей Чудаков. Человек, которому Бродский посвятил в 1973 году знаменитое стихотворение «На смерть друга», поверив слухам о его, Чудакова, смерти. Мы разговорились. Чудаков благословил меня. По-моему, не худший вариант.

После студии расходились мы неохотно. Если было тепло, выпивали на скамейках Тверского бульвара. Или просто шлялись по улицам и заходили друг к другу в гости. Естественным образом завязывались отношения. Складывались пары, распадались и снова складывались. Я и сам был несколько раз влюблен в студиек. Один раз даже взаимно.

Так вышло, что в период с 1994-го по 1996-й я одновременно учился в Литинституте и на факультете журналистики МГУ. То есть порой видел профессора Волгина по два раза на дню. А студия «Луч» тогда уже плавно совместилась с волгинским семинаром в Литинституте. Но это были разные Волгины. В МГУ я слушал его лекции по русской журналистике и литературе. А тут слушал больше профессор. И слушал, как мне кажется, с интересом. Вообще, еще до «Луча» я побывал на всякого рода студиях и литературных тусовках. Бываю на них и сейчас. Больше по долгу службы. И всюду меня пытаются навязчиво поучать, стремятся обязательно переспорить. Только в «Луче» ничего подобного не было. Можно подумать, педагогическая метода Волгина состоит в том, чтобы ничему не учить. Но тем не менее я многому научился.

Уйдя из Литинститута, я продолжал и продолжаю время от времени ходить к Волгину. Мне комфортно приходить в аудиторию с огромным круглым столом, слушать и говорить. Уверен – не только мне. Ведь поэты, если вдуматься, очень одинокие люди. Несчастные, сумасшедшие, малоприспособленные к реальности. Зараженные высоким безумием. А иногда не очень высоким. Но надо же, чтоб и поэту было куда пойти┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
997
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2826
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1594
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1963

Другие новости