0
4808

30.03.2022 20:30:00

Нарцисс, ненавидящий свое отражение

К 90-летию пуританина, сексиста и женоненавистника Джона Апдайка

Владимир Соловьев

Об авторе: Владимир Исаакович Соловьев – писатель, политолог.

Тэги: проза, апдайк, сша, нобелевская премия, эротика, шекспир, барак обама


проза, апдайк, сша, нобелевская премия, эротика, шекспир, барак обама Слава пришла к нему рано и больше не покидала его. Фото Reuters

В отличие от многих собратьев по перу (Набокова, Сэлинджера), сутяжничавшихся со своими биографами, Джон Апдайк, который умер от рака легких в возрасте 76 лет, поступил хитрее и опередил их, сам написав художественную автобиографию «Самосознание».

Хотя тогда ему было всего 57 и за воспоминания браться вроде бы рановато: «Чтобы кто-то отнял у меня эту золотую жилу – груду воспоминаний? Нет, этому не бывать!» Если кому-нибудь суждено рассказать историю Джона Апдайка, то это должен быть сам Апдайк. А посмертно был напечатан его предсмертный стишок: в ответ на сообщение о смерти Апдайка его читатель удивляется: «Как, только сейчас? А я думал, он давно мертв».

Автобиограф он честный, не скрывал душевных изъянов и литературных недостатков, а также разъяснял свои политические позиции, которые ставили в тупик его поклонников. Литературный баловень нью-йоркского литературно-либерального истеблишмента, сам он никогда не разделял их левоцентристских взглядов, резко выступал против пацифистских демонстраций во время войны во Вьетнаме, против движения за гражданские права, а феминизм довольно вульгарно объяснял на физиологическом уровне, чем снискал себе славу расиста, сексиста, мизогиниста, милитариста. Объясняя позднее свою позицию, он говорил, что все эти движения происходили в таких крупных городах, как Нью-Йорк, Вашингтон, Чикаго, Лос-Анджелес, тогда как он, Апдайк, представитель средней, глубинной, более традиционной и патриотичной Америки. И это несмотря на то, что окончил с отличием Гарвард и целый год учился живописи в Оксфорде.

Как писатель из своего поколения он был самым откровенным и подробным во всем, что ниже пояса. В книжном приложении к воскресному выпуску New York Times опубликована даже была как-то сравнительная диаграмма с вертикальными столбиками, типа ртутных, разной величины: внизу портреты и имена авторов, а наверху характеристики: «обжималки», «немного секса», «секс», «еще больше секса», «вопиющее, скандальное поведение». Впереди планеты всей – Джон Апдайк на пару с Филипом Ротом. Их «ртутные» столбики так подскочили, что едва уместились на первой странице New York Times Review of Books. Думаю, пуританин, сексист и женоненавистник Апдайк сознательно, в угоду воображаемому читателю, был так сексуально откровенен в своих романах, особенно в «Супружеских парах», а сам, судя по биографии, вовсе был не ходоком, а, наоборот, застенчивым, закомплексованным человеком, в то время как Филип Рот, с его семитской чувственностью, полагаю, писал на пределе искренности, и его главные герои – Натан Цукерман или Дэвид Кипеш, профессор Желания, – если не полностью автобиографичны, то по крайней мере alter ego автора.

Норман Мейлер, сам большой спец в описании секса, полагал самым крупным мастером в этой области именно Апдайка и в качестве примера приводил 16 (!) цветовых эпитетов вагины в гимне апдайковского героя «игрушке» своей милой. Герой «Супружеских пар» перетрахал всех замужних женщин небольшого городка Тарбокс в Новой Англии – к вящему их удовольствию. Думаю, не без влияния «Супружеских пар» наша Людмила Улицкая написала роман «Искренне ваш Шурик», хотя и без апдайковских сексуальных завихрений.

Гамлет в апдайковском романе «Гертруда и Клавдий», приквеле шекспировского «Гамлета», винит себя за то, что навлек смерть на отца, возжелав мать. «Как-то раз, катаясь верхом, она разорвала девственную плеву», – рассказывает Апдайк об одной из «иствикских ведьм». Делится наблюдением, что мужчина заводит первую любовницу, когда его жена беременна. Кайфует, цитируя «Сон в летнюю ночь» Шекспира: «На мачтах пузырились паруса, от похоти ветров беременея…» А сам, нисколько не смущаясь, пишет об оральном сексе: «Рот – придворный мозга. Гениталии совокупляются где-то внизу, это третье сословие, когда же за дело берется рот, это означает слияние тела и сознания. Поедание партнера – священнодействие».

Ну а педофильские наблюдения у Апдайка почище набоковских: «Собственная нагота и прикосновение маленького тельца трехлетней дочери вызвали у него эрекцию». Или о верных друг другу супругах замечает, что они прокисли в супружестве. Помню рецензию на одну гиперэротическую книгу иранской женщины под псевдонимом, о которой автор New York Times написал, что эта книга заставила бы покраснеть даже Апдайка. Вот какая у него была слава!

Его писательская плодовитость – кроличья: ни дня без строчки, ни года без книги, а то и двух. Может быть, недаром он назвал героя своей тетралогии Гарри Энгстрома Кроликом? В нем много от автора – за исключением разве что Кролик не писатель. Зато писатель – герой апдайковской трилогии Бек, несмотря на его еврейство (сам Апдайк протестант). Бек – alter ego, второе «я» писателя с его эготизмом и эгоцентризмом, с его бегом за исчезающим временем, с его бесконечными премиями. Даже Нобелевской, которой так и не дождался сам Апдайк, хотя не был обделен: две Пулитцеровские и две Национальные – высшие в Америке. Но в «Нобельке» Бека Апдайк проговаривается, на что надеялся сам, тем более что был не только плодовитым и талантливым, но и раскрученным писателем. Помню, как накануне объявления нобелевских премий его портрет был помещен на обложке журнала Times и казалось, что «Нобелька» у него в кармане. Тем более ее получили другие американцы его поколения: Сол Беллоу, Исаак Башевис Зингер, Тони Моррисон.

Что-то смущало Нобелевское жюри в Апдайке – вряд ли его политические или сексуальные взгляды. Тем более он был многостаночником и помимо бесчисленных романов (от «Кентавра» и «Супружеских пар» до «Гертруды и Клавдия» и «Иствикских ведьм», по которым поставлен фильм с Николсоном, Шер и др.) работал в смежных литературных жанрах: стихи, драматургия, новеллистика, критика, эссеистика, мемуаристика. Слава пришла к нему рано и больше не покидала его. Про таких говорят, что они родились в сорочке, а американские критики писали про Апдайка, что его молитвы были услышаны и на них было отвечено. Но вот что написал Норман Мейлер о своем супер-пупер удачливом коллеге:

«Репутация Апдайка ехала в сопровождении почетного караула по улицам Истеблишмента. Сирены York Times Review of Books выли все равно что мотоциклетная колонна; критическая муза New Yorker восседала в «Кадиллаке»; Life слал вслед свой ядовитый поцелуй вместе с конфетти».

Такой отзыв можно отнести и за счет сальериевских чувств Мейлера, тем более тот всегда был злоязыкой. Но тут Мейлер ввиду такой безоблачности литературной судьбы Апдайка советует ему нажить одного-двух врагов, чтобы стать по-настоящему хорошим писателем.

Мудрый совет, с которым позже согласится сам Апдайк. Он был долгожданным, единственным и любимым ребенком, хотя какие-то психоаналитические корешки и присутствовали в его отношениях с матерью, которая всю жизнь писала, переписывала и так и не дописала свой роман. Но главное было не в этом – с детства у него было множество болезней: от заикания до чешуйчатого лишая, от астмы до волчанки. Какая-то неведомая сила заставляла мальчика снова и снова подходить к зеркалу. Следствием этого кожного заболевания стал нарциссизм, если только считать нарциссом человека, который ненавидит свое отражение, а себя считает монстром. Это привело к переоценке и даже идеализации окружающих – с одной стороны, а с другой – к взгляду на себя внутрь, предпосылке писательства. Стыдясь заикания и кожной болезни, он прятался на чердаке и мечтал овладеть ремеслом, которым мог бы заниматься в одиночестве невидимо для других. Так он стал писателем и свое творчество рассматривал как своего рода компенсацию, как триумф самодисциплины над неврозами. Литература стала для него убежищем, тем самым чердаком, где он прятался в детстве. Опять Фрейд, никуда от него не денешься!

И вот в пике своей славы автор более 50 книг, любимчик престижного New Yorker Джон Апдайк признается, что был слишком расчетлив в своей творческой стратегии, что избегал риска, словно любимое присловье его дедушки – «Держись от греха подальше!» – стало его литературным кредо. Боясь отступиться, он пошел по обкатанному, беспроигрышному пути и упустил что-то важное, признавался Апдайк, соглашаясь со своими критиками: «Знаменитость – это маска, въедающаяся в лицо».

Тем не менее он был настоящим и стóящим писателем. Незадолго до смерти на ежегодной Национальной конвенции издателей он выступил со страстной защитой бумажных книг и печатных слов, когда происходит в тишине встреча двух умов – читателя и писателя, послав одновременно проклятие грядущему диджитальному веку: «Вы защищаете последние одинокие форты», – сказал он под аплодисменты присутствующих.

Что любопытно: выступавший на этой же встреча Барак Обама – тогда сенатор – встретил куда более прохладный прием.

Нью-Йорк


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2792
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
1726
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
1328
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
1639

Другие новости