0
6368
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

27.04.2017 00:01:00

Приведут ли дороги Нового Шелкового пути в Санкт-Петербург

Игорь Дивинский

Об авторе: Игорь Борисович Дивинский – депутат Госдумы от Санкт-Петербурга; Андрей Юрьевич Бельянинов – председатель Попечительского Совета фонда «Достояние России», доктор политологии.

Тэги: китай, россия, стратегическое партнерство, экономика, шелковый путь, петербург, портовая система, сша, трамп, статья, юрий тавровский


китай, россия, стратегическое партнерство, экономика, шелковый путь, петербург, портовая система, сша, трамп, статья, юрий тавровский Фото пресс-службы Торгового порта Санкт-Петербурга

Глобальное измерение российско-китайского стратегического партнерства становится особенно очевидно во времена обострения нестабильности и непредсказуемости, которое мы видим в случае действий нового президента США. Дональд Трамп делает ставку на отрыв Китая от тесного партнерства с Россией. Окрепшее за годы пребывания у власти Владимира Путина и Си Цзиньпина, оно зиждется на сходном понимании этими лидерами национальных интересов своих держав. Однако слабость торгово-экономического основания не только тормозит развитие партнерства, но и делает его уязвимым для воздействия противников взаимодействия Москвы и Пекина.

Нас не могла не взволновать вышедшая на днях статья известного китаеведа Юрия Тавровского, в которой констатируется  разочарование политических и деловых кругов, ученых и журналистов обеих стран нынешним состоянием двустороннего сотрудничества. Наш собственный опыт общения с китайскими коллегами, к сожалению, подтверждает это наблюдение. Да и в России разговор о связях с Китаем между предпринимателями и чиновниками разного уровня все чаще превращается в перечень мелких, но неприятных примеров недопонимания, нестыковок и прочих «не».

В данном контексте нас привлекла изложенная в статье идея сопряжения китайской инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП) с развитием Северо-Запада России за счет создания в Санкт-Петербурге транспортно-логистического узла и соединения его с Китаем новой современной железнодорожной магистралью, так  называемым Северо-Западным ходом. Правильно подмечено слабое место созданной за последние годы портовой системы Санкт-Петербурга – нехватка пропускных способностей существующих железных дорог. Строительство новой меридиональной магистрали не только разгрузило бы нынешние широтные линии, но и открыло бы качественно новые горизонты перед портовым кластером Северной столицы, всем Северо-Западом. С учетом же возможного проведения новой дороги по регионам, нуждающимся в улучшении транспортной связи с внутрироссийским и внешними рынками, появляется мультипликатор выгоды общенационального масштаба.

Выбор маршрута новой магистрали – дело непростое. Привлекательно выглядит идея проложить новую трассу только по территории Китая и России от Урумчи в провинции Синьцзян до Санкт-Петербурга, сильно спрямив маршрут и сократив время на пограничных и таможенных процедурах. Но стоит ли забывать об интересах Казахстана, нашего партнера по ЕАЭС? Прохождение части магистрали по его территории решило бы сразу несколько проблем строительства в районе Алтая и укрепило бы интеграционные тенденции.

Все дороги Шелкового пути ведут в Санкт-Петербург. Сказать так означало бы допустить преувеличение. Но такое ли уж большое? Уже полным ходом идет строительство скоростной шоссейной дороги с восточного побережья КНР (порт Ляньюньган) на запад Европы. Конечный пункт? Санкт-Петербург. К Санкт-Петербургу тяготеет еще один транспортный коридор – Белкомур (Белое море–Коми–Урал). На прошедшем недавно Арктическом форуме проекту «Белкомур» уделялось повышенное внимание, в том числе представительной делегацией из Китая. Превращение «столицы Севморпути» Мурманска наряду с Архангельском в стартовый транспортный узел Белкомура, его налаженная связь с портовой системой Санкт-Петербурга и предлагаемой новой магистралью может создать на Северо-Западе России новый центральный элемент всей системы грузового оборота в Европе.

Мыслить масштабно, глядеть вперед на десятилетия – такую возможность дает российско-китайское стратегическое партнерство. Таков же подход новых финансовых институтов, созданных в Китае в последние годы для реализации инициативы «Один пояс и один путь». Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (капитал в 100 млрд долл.), фонд «Шелковый путь» (капитал 40 млрд долл.). Их руководители говорят о нехватке стратегических и экономически выгодных проектов для инвестирования, равно как и мощных партнеров. Совместное строительство и эксплуатация Северо-Западного хода имеет как экономическое, так и стратегическое значение. Что касается экономической выгоды, то она будет гарантирована при одном условии. Дорога должна быть прежде всего новой, скоростной и грузовой, а не пассажирской. Экономические показатели скоростных пассажирских линий даже в перенаселенном Китае весьма скромные. Грузовая же линия, построенная по новейшим технологиям, обеспечит возможность движения контейнерных поездов со скоростью 200–250 км в час. Быстрый рост перевозок грузов электронной торговли, по мнению специалистов из «Почты России», способен обеспечить востребованность новой дороги не только для российских и китайских компаний, но и всей Европы.

Что касается мощных партнеров, то приход крупных финансовых потоков под строительство северного компонента Нового Шелкового пути мог бы оживить не только транспортное, но и финансовое взаимодействие, открыть новые возможности сотрудничества с серьезными российскими и международными финансовыми институтами, например, с Евразийским банком. Этому опытному банку ЕАЭС для обслуживания стратегических евразийских проектов следовало бы придать дополнительные полномочия и финансовые ресурсы решением правительства России и других государств-учредителей.

Мы считаем, что российские инициативы евразийского масштаба соответствуют интересам упрочения экономической основы двустороннего сотрудничества. Предстоящий в Пекине 14–15 мая форум «Один пояс и один путь» будет идеальной площадкой для выдвижения и обсуждения предложения о совместном строительстве нового крупного объекта и управлении им. В случае одобрения лидеры России и Китая могли бы гарантировать и ускорить реализацию, взяв ее под личный контроль и присвоив, например, название «Экономический коридор северного Шелкового пути. Путин–Си Цзиньпин».

Конечно, дело не только в названии. Именно в нынешней международной обстановке российско-китайское экономическое партнерство остро нуждается как в стратегических, так и тактических инициативах.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1949
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4606
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2503
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2879

Другие новости