0
1623
Газета Авторские колонки Интернет-версия

10.12.2010 00:00:00

Новые нерусские

Азамат Цебоев

Об авторе: Азамат Цебоев - главный редактор Menu Magazine.

Тэги: нерусские, стратегия, резерв, россия


нерусские, стратегия, резерв, россия Свежие силы новых нерусских.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Очередь в ресторанный туалет. Впереди меня трое смуглых парней в дорогих костюмах беседуют на своем родном языке. Судя по всему, их родина находится где-то в Закавказье. У всех троих практически одновременно звонят телефоны, на слух – два айфона и верту. Они синхронно отвечают «Алло!», и тут же их монокультурный кружок распадается, словно апельсин, на три части. Один из парней по-русски обещает быть через час, второй по-английски объясняет, как доехать до ресторана, третий шутит на не очень понятном мне французском языке. Занятые разговорами, они любезно пропускают меня вперед.

Определение «новые нерусские» родилось днем раньше, когда мы с Дмитрием Азаровым обсуждали шествующих мимо ближнезарубежных бизнесменов в лобби («Скорее лоббио», – пошутил Д.А.) гостиницы «Украина», которая под энергичным напором ее новых владельцев, выходцев из небольшой азербайджанской деревушки, превратилась в Radisson Royal Hotel Moscow.

К новым нерусским, кстати, относятся не только представители зарубежья ближнего, но и те, кто прибыл к нам в поисках лучшей доли из настоящего западного далека. Это поднявшиеся на российских дрожжах иностранцы – трейдеры, банкиры, бизнес-консультанты, отельеры, спортсмены, тренеры, повара, дизайнеры, издатели, фотографы и международные авантюристы, – все те, кто в обмен на свежий взгляд, знания и навыки щедро получил от благодарных россиян в конвертируемой валюте.

Полезность свежего взгляда и здравых идей для поддержания страны в тонусе признавал у нас каждый вменяемый правитель. Петр Великий сотнями сманивал мастеровитых иностранцев к нам на ПМЖ, надеясь с их помощью привить своему талантливому, но своеобразному народу полезные привычки. Из тогдашних новых нерусских спецпереселенцев со временем получались самые что ни на есть прочные и настоящие россияне, соль и гордость этой земли.

Тот же Петр Алексеевич наладил и встречный ход, отправляя сообразительных соотечественников обратно в варяги – учиться наукам и набираться опыта.

Надышавшись новыми ветрами, напитавшись знаниями, школяры возвращались в родные пенаты другими людьми – немного новыми нерусскими – и принимались за трудное дело приведения вверенного им царем-реформатором участка в уровень с европейским прогрессом и общечеловеческим здравым смыслом.

Так продолжалось до тех пор, пока на престол не восходил кто-то менее целеустремленный и более внушаемый, кто по наущению разжиревших на откатах придворных казнокрадов постановлял, что у России опять будет свой путь. И тогда международный обмен затихал, в моду входили посконность и домотканность, иноземцы всячески притеснялись и вытеснялись, а многоголосие сменялось унисоном. Начиналась очередная унылая пора российской государственности – застой с опорой на собственные силы. Но рано или поздно внутренние ресурсы оказывались подъедены, низы больше не хотели, а верхи тупо не могли, форточку срывало, и к нам опять врывался ветер перемен.

В 1986 году Чингиз Айтматов – один из выдающихся новых нерусских – организовал Иссык-Кульский форум, который должен был стать международной площадкой общения интеллектуалов и политиков. Одним из участников этого форума был футуролог и визионер Элвин Тоффлер. По пути домой он сделал остановку в Москве и встретился с радушно принявшим его Михаилом Горбачевым. В процессе беседы Тоффлер поделился с генсеком своими идеями о третьей волне, об информационной цивилизации, которая идет на смену первым двум, аграрной и промышленной. Рассказ о третьей цивилизации, которая потребует от мировых лидеров совершенно иного подхода к управлению людьми и процессами, сильно увлек Горбачева, пребывавшего в тот момент времени в некотором идеологическом тупике. Чуть позже появились на свет новое мышление, перестройка и гласность. Так закончилась одна и началась совершенно другая эпоха.

Я и сам был новым нерусским несколько раз. Первый – когда прибыл из маленького южного города в Москву на учебу. Тогда мой багаж состоял – помимо костюма, белья и рубашек – из тщательно упакованных патриархальных понятий, затверженных знаний, некоторого количества убеждений и пары принципов. Попав в активную среду мегаполиса, я начал меняться сам, одновременно меняя мир вокруг себя. Я отдавал ему то, что у меня было, получая взамен то, чем он располагал на тот момент. Мы оба становились вдвое богаче.

Второй раз в роли нового нерусского я оказался с десяток лет спустя. После длительного путешествия я возвращался в ту же Москву, но уже из Штатов, протаскивая сквозь таможню вместе с фирменными «кишками» и ардисовскими книжками всю – от океана до океана – огромную Америку, от первого встречного до последнего из могикан, Америку, которую я узнал и которой так спешил поделиться со своими.

Новые нерусские – наш стратегический резерв. Нам надо опять перестать бояться других. Нас хватит, чтобы принять всех. У нас большое и сильное сердце. Наши главные враги не снаружи, наши главные враги внутри. Часто они внутри каждого из нас.

В лондонском аэропорту, глядя на увенчанного тюрбаном сикха, который величественно восседал за стойкой паспортного контроля, Вадим Дымов сказал мне: «Когда у нас на пограничном контроле будет вот так же гордо сидеть таджик в форменной тюбетейке, я смогу сказать, что мы наконец стали нормальной страной».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1390
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3630
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2047
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2323

Другие новости