0
792

15.08.2002 00:00:00

Auctor, cura te ipsum!

Тэги: Руднев


Вадим Руднев. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. - Москва: "Класс", 2002, 264 с.

В Советском Союзе жанр патографии был non grata - как и вообще все попытки дать биологическое объяснение социальным феноменам, свести литературу к душевной болезни или невротическому симптому. Лишь в конце 1980-х гг. патографии вышли из подполья, и сейчас на книжных полках все больше литературы этого жанра, как переизданной, так и новой. К ней относится и книга Вадима Руднева, по крайней мере ее первая половина.

Автор пытается построить очередную типологию характеров и описать присущий каждому типу дискурс. Он берет за основу типологию Кречмера, постулирует, что каждому характеру свойственен определенный тип психологической защиты (по Фрейду), и множит все это на классификацию модальностей языка (что ближе к проекту Лакана). После удаления лишних категорий получается список из шести характеров, которые автор также называет "механизмами жизни". Эти механизмы, как поясняет автор, "всегда связаны со следующей риторической фигурой: человек думает, что он делает одно и с такой-то целью, а на самом деле он делает (или за него делает его конституция) совсем другое и с другой целью". Это обстоятельство настолько фундаментально, что саму жизнь автор определяет как "цепь ошибочных действий, обусловленных конституционально".

После такого траурного зачина, по сравнению с которым Фрейд с его "болезнями цивилизации" выглядит жизнерадостным оптимистом, автор переходит к исследованию дискурса. Первые три главы посвящены дискурсу "обсессивному", "истерическому" и "эпилептоидному". Вторая часть книги, озаглавленная "метапсихология личностных расстройств", - это попытка описать патологию сознания при депрессии, паранойе, галлюцинациях и бреде величия. В приложение вынесена глава о "метафизике рекламы", написанная также с психоаналитических позиций. Не имея возможности отдать должное последней части книги, скажу еще несколько слов о части первой, патографической.

Несмотря на свой радикализм, авторы патографий, как правило, остерегались трогать самых почитаемых людей. В русской литературе такими табуированными для психиатров писателями долгое время оставались Пушкин и Толстой, но лишь до тех пор, пока в ХХ веке и на них не нашлись свои патографы. Тем не менее в лучших традициях психиатров XIX века Вадим Руднев избавил от диагноза Пушкина, Толстого, Некрасова, Достоевского и Фета; все они, по его словам, принадлежат к "конституционально сложным личностям" со слишком "сложным мозаичным сознанием". Зато поэтам и писателям Серебряного века, как и Олеше, Маяковскому и многим другим, повезло меньше. В прочтении автора их работы обнаруживают те или иные патологические черты. Так, обсессивный дискурс Маяковского обусловлен его анальным характером. Тем, кто в этом сомневается, автор предлагает "представить себе на мгновение чисто визуально образ, который лежит в названии поэмы "Облако в штанах". Если вы, читатель, думаете, что "облако в штанах" - это образ влюбленного мужчины, беззащитного перед нахлынувшим на него чувством, - вы ошибаетесь. Автор объяснит вам, облако в штанах - "это зад".

Как читатель, наверное, уже понял, книга Руднева - для любителей психиатрии, а не литературы. Первые, возможно, найдут здесь близкие сердцу упражнения в интерпретации. Последние и после прочтения книги останутся при убеждении, что психопатологический анализ литературы попадает мимо цели. Они вряд ли согласятся, например, с тем, что стихотворение Константина Рылеева "К временщику" - это "сублимативная проекция неприятных черт самого эпилептоида", а не смелое выступление против садиста Аракчеева, на совести которого не одна засеченная насмерть деревня. Или с тем, что страдания Эммы Бовари проистекают от ее собственного эпилептоидного характера, а не от пустоты жизни. Или с тем, что "поэзия вообще является своего рода культурной обсессивной гиперзащитой". А вот с тем, что "любой характерологический диагноз┘ обнаруживает лишь культурно-психологическую ангажированность того, кто его ставит", любители литературы, пожалуй, согласятся. Лучше, чем автор, об этом и не скажешь!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1949
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4606
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2503
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2879

Другие новости