0
1793

10.04.2003 00:00:00

Утопия и "измы"

Тэги: Иконников, Архитектура


Андрей Иконников. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Издание в 2 томах. Том II. / Под редакцией А.Кудрявцевой. - М.: Прогресс-традиция, 2002, 672 с.

Удивительно, как одному человеку хватило сил создать столь грандиозное полотно: во втором томе труда Иконникова уместилась архитектура Европы, Америки, Японии, Азии и России второй половины ХХ века. Все, о чем пишет автор, он видел своими глазами. Им же сделаны большинство фотографий. Академизм, который исчезает по милости интернетной фрагментарной культуры, в книге Иконникова жив и здравствует. Полнота и обстоятельность позволяют ей быть учебником, яркий (порой) язык сближает ее с лекциями, а многообразие материала тянет на энциклопедию. Более обстоятельной истории архитектуры ХХ века у нас еще не издавалось.

Подзаголовок "Утопии и реальность" обещает нам историю искусства как историю духа. И автору во многих местах удается выдержать этот метод. Хотя иногда он "скатывается" к формальному анализу. В случае с русской архитектурой 90-х это обидно - она заслужила размышления. Тем более что проницательность автора в других разделах несомненна.

Очень хорош раздел про деконструктивизм, снискавший, по словам Иконникова, "ореол нового авангарда, вокруг которого суетились растерявшиеся критики". Исследователь неплохо эту суету упорядочил, найдя истоки деконструкции в философии Деррида, наркокультуре 60-х и русском авангарде Лисицкого и Кандинского. Иконников обычно не скрывает своего личного отношения к произведениям мэтров. По поводу рассудочных опусов деконструктивиста Питера Айзенмана он пишет, что их называли "домами мазохистов, созданными архитектором-садистом". А вот Еврейский музей Даниэля Либескинда столь же откровенно хвалит. Зигзаг в плане музея - "символ молнии, пробивающей забвение и порожденное им благодушие".

Парадоксальна глава про хай тек. Иконников усмотрел в нем иронию 70-х по поводу высоких технологий, исчезнувшую в 90-х, когда техника стала более совершенной. Центр Помпиду Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса с разноцветными коммуникационными трубами, вынесенными на фасад, - действительно ироничная хулиганская игрушка. Но найти иронию в других хайтековых вещах довольно трудно. А объединение "поэта" Жана Нувеля, играющего образами, с прагматичным Норманом Фостером вообще выглядит странно. Хотя оба прибегали к высоким технологиям.

Содержание строится исходя из формальных признаков архитектуры. Главы распределены по стилям, "измы" сменяют друг друга, что удобно. В начале каждой главы объясняется идеология стиля. Ясно растолкованы все утопии и антиутопии. Например, показывавшие преображенный техникой мир футурологические фантазии 60-х. Их Иконников назвал "социальным транквилизатором". Утопия - место, где архитектура соприкасается с общечеловеческим содержанием. А значит, читать книгу будет интересно не только специалистам. Надо отдать должное Иконникову, он всегда старается рассказать, "про что" архитектура. Даже с непопулярным Новым Арбатом, бесцеремонно вторгшимся в старую московскую застройку, можно примириться, если знать, какие благородные намерения его породили.

Драматический сюжет ХХ века хорошо автором прописан. И отражен в композиции книги. Главный герой и "родитель" большинства утопий - это модернизм. В первой половине книги модернизм потихоньку умирает, а во второй половине наступает постмодернизм. Стержень модернизма или "современного движения" - вера в прогресс и переустройство общества средствами архитектуры. Что, как известно, не получилось. Смерть модернизма датируется июнем 1972 года, когда был взорван квартал Прютт-Айгоу в Сент-Луисе (США). Стерильные формы архитектуры "должны были привить обитателям формы добродетельного поведения". На эту "монументальную проповедь... монастырской жизни жильцы бывших негритянских гетто ответили вандализмом и насилием". Не справляясь с разгулом преступности, муниципальные власти были вынуждены уничтожить район.

Последние главы книги не дают ответа на вопрос, жив пациент или мертв. Идеология модернизма вроде бы развенчана, поскольку ему пришлось нести ответственность и за социальные утопии, и за экологическую катастрофу. Но технократическая цивилизация в ее информационном варианте процветает. За критикой техники скрывается подсознательная вера в нее. А эта вера очень близка изначальному посылу современного движения.

Иконников - исследователь не постмодернистского разлива. Для него все еще существуют ценности. Не находя системы ценностей в современной архитектуре, он сетует: "Вторжение виртуальной реальности в профессиональное сознание сделало эфемерными любые попытки найти точки отсчета". Дома в виде лент мебиуса, интерактивные фасады-мембраны, здания с интеллектуальной кожей - эти темы современной архитектуры, порожденные компьютером, Иконников продолжает анализировать со старомодной академической основательностью, без драйва и упоения кибернетическими реалиями. Может быть, так и надо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
614
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
540
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
644
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
454

Другие новости