0
1447

20.11.2003 00:00:00

Экфрасис и птичка-ныряльщик

Тэги: экфрасис


Русисты всех стран, соединяйтесь! С этим шутливым лозунгом, за которым, однако, скрывалась немалая печаль, советские филологи жили всю свою сознательную профессиональную жизнь, радуясь каждому нечастому случаю общения с коллегами "оттуда": западными, реже - восточными, северными, южными. Теперь не важно, где ты живешь, и, пожалуй, вряд ли стоит говорить о специфике "российской русистики" (даже звучит как-то странно!) и "потусторонней". Например, книга Марии Рубинс "Пластическая радость красоты (Акмеизм и Парнас)" выпущена петербургским издательством "Академический проект" в серии "Современная западная русистика", а сборник статей Нины Рудник "Будущее в прошедшем" не так давно вышел в издательстве Пизанского университета. Сам же автор при этом живет и работает в Израиле. Вот и разберись, где тут Восток, где Запад. А если учесть, что оба литературоведа еще сравнительно недавно жили в России, запутаешься окончательно.

Но и надо ли разбираться? С востока ли, с запада, слева ли, справа или вообще из середины смотреть на русскую литературу - не важно откуда, важно, кто смотрит. И в этом смысле, мне кажется, литературоведение дает возможности для авторского самовыражения не в меньшей степени, чем критика, а может быть, даже чем писательство. Не случайно, кстати, в книге Н.Рудник (но и не только у нее) литература и наука о ней рассматриваются как некое общее дело, единый "культурный процесс".

Это особенно хорошо видно с того ракурса, что выбрала М.Рубинс. У ее книги два подзаголовка. Один, уже упомянутый, - "Акмеизм и Парнас". Второй - "Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция". Он не поместился на обложку, но оказался необходим: здесь точно сформулирован угол зрения, под которым рассматривается в первую очередь русский акмеизм, но далеко не только он.

Что же такое экфрасис? Возникшее еще в античности, это понятие в последние годы привлекает ученых во всем мире. Явлению экфрасиса был посвящен даже международный симпозиум в Лозанне несколько лет тому назад. Коротко говоря (а в книге этому уделена целая глава), экфрасис - это изображение в литературе произведений других искусств или даже процесса их создания. Классический пример: описание у Гомера в "Илиаде" щита, выкованного Гефестом. Своеобразие экфрасиса, который можно к тому же рассматривать как некий "текст в тексте", зависит от эпохи и иерархии искусств в ней, от жанра и, конечно, от авторской индивидуальности - особенно начиная с эпохи романтизма. И понятно, почему для ХХ столетия именно такой угол зрения выбирает автор книги: в это время саморефлексия искусства, выразившаяся в изображении судьбы художника, творческого процесса и всего, что с этим связано, - все эти свойства, вероятно, исследователи в будущем назовут как самые приметные черты искусства нашего времени.

Говорить об этом можно, конечно, лишь предположительно: ХХ век как эпоха в искусстве еще не окончен. С календарными датами вехи художественного движения не совпадают. Но не случайно стремление исследователей нащупать глубинные процессы, происходящие в искусстве русском и европейском (М.Рубинс), в прошлом и настоящем (Н.Рудник). Акмеизм с его "тоской по мировой культуре" (по слову О.Мандельштама) во многом вырастал из связи с французским "парнассизмом" - отсюда возможность для исследователя выйти к истории французской литературы (Т.Готье, Ш.Бодлер, Т. де Банвиль, Ш.Леконт де Лиль - главные герои соответствующей главы книги). И в русском искусстве у акмеистов были предшественники: в первую очередь, конечно, символисты, но и не только они. Избранный угол зрения позволяет говорить и об "окружении" акмеистов (это, по М.Рубинс, И.Анненский, М.Волошин, М.Кузмин), и о других поэтах (например, В.Комаровский, связанный с акмеизмом, может быть, еще в большей степени, чем М.Волошин).

Поиск "будущего в прошедшем" характерен и для книги Н.Рудник. Это, вероятно, вообще свойство искусства, в том числе и русского, - многочисленные "сцепления", пронизывающие творческие искания художников, сознательные или носознанные связи между текстами. Например, поэма Блока "Возмездие" сопоставляется с "Маленькими трагедиями" Пушкина и мотивом возмездия в "Макбете" Шекспира, а анализируя в пределах одной главы "На смерть Жукова" Бродского и "Кони привередливые" Высоцкого, исследователь - порой неожиданно для читателя - выявляет многочисленные переклички авторов со своими предшественниками, а при этом (что особенно удивительно) находит связь у Высоцкого не только с устной традицией и театром авангарда, но и со стихотворением Бродского.

Понять самый механизм такого метода исследования позволяет один образ из книги Н.Рудник. Это "птичка-ныряльщик", творящая мир, согласно фольклору североамериканских индейцев. "Птичка-ныряльщик┘ ныряет на дно водного пространства, с трудом (часто после многократного ныряния) достает оттуда кусочек материи - ила, глины и т.п., в клюве или когтях выносит ее на поверхность, где материя пухнет и становится землей". Но и у других народов, в том числе у нас, есть подобные утка, нырок, гагара. Даже гоголевская птица-тройка, считает исследователь, - это одно из таких метафорических воплощений древней мифологемы. "Новый мир (в идеале - преображенная Россия), и соответственно произведение художника, - творится из дорожной грязи, картина презренной жизни возводится в перл создания". Трудно не узнать тут у исследовательницы слов самого Гоголя, органично ложащихся в подтверждение ее правоты. Но даже более неожиданным кажется прочтение в таком ключе стихотворения Блока "Грешить бесстыдно, непробудно┘". Герой Блока представляется Н.Рудник в чем-то подобным тому же "ныряльщику", добывающему некую истину - в конечном счете бесконечно дорогую ему Россию - из грязи повседневности. Даже самое его многократно и с трудом совершаемое движение представляется исследователю чем-то сродни работе мифологической птички. Правда, не могу не заметить, что, на мой взгляд, "три раза преклониться долу" (в храме) и "на перины пуховые┘ завалиться" - эти действия все-таки по смыслу, да и по видимости совсем разные, даже если учитывать весь контекст блоковского стихотворения. Но вообще, пожалуй, образ птички-ныряльщика в наше время может приобрести новые смысловые обертоны. Одинокий, отважный и нелегкий (всегда впервые) труд - это и есть творчество. Если принять такое понимание, то можно сказать, что не только художник, а и ученый становится в своей работе, требующей тоже одиночества и смелости, сродни ныряльщику. На глубине не водоема, а текста он добывает новые смыслы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
786
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2360
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1410
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1751

Другие новости