0
1807

23.12.2004 00:00:00

Век свободы не видать?

Тэги: Арон, эссе, свобода


Раймон Арон. Эссе о свободах / Пер. с фр. - М.: Праксис, 2005, 208 c.

Совсем недавно в издательстве "Праксис" вышло "Эссе о свободах", принадлежащее перу признанного идеолога либерализма французского философа и политика Раймона Арона. Нельзя сказать, что на русский язык эту книгу перевели очень уж оперативно. Как никак с момента ее издания во Франции прошло уже почти 40 лет. И все же ее появление в России весьма своевременно. Потому что сегодня, когда риторика свободы и демократии вновь начинает захлестывать постсоветское пространство, текст Арона может послужить своего рода камертоном, позволяющим соотнести расхожие представления о либеральной демократии с либерально-демократическими реалиями. Правда, многое в этом "Эссе", как и в большинстве когда-то злободневных книг, может показаться устаревшим. Однако кто будет спорить с тем, что сам вопрос о сущности свободы остается по-прежнему актуальным?

В 1960-е, когда писалась эта книга, казалось, что технические достижения стран капиталистического и социалистического блока примерно одинаковы. Настораживало лишь то, что к одному и тому же результату вели противоположные пути. У нас главным считалось равенство, у них - свобода. Арон был одним из немногих, кто понимал, что свобода и равенство не могут сосуществовать в одном обществе. Как ни парадоксально, знаменитые лозунги французской революции "Свобода! Равенство! Братство!" исключают друг друга.

Почему же свобода и равенство несовместимы? Да потому, что свобода как равенство формальных прав не предполагает равенства реальных возможностей. А равенство реальных возможностей обеспечивается только нарушением формальных прав, путем привилегий социально ущемленным группам. Реально существующее неравенство - вот цена либерализма, которую принято замалчивать.

Кстати говоря, часто вообще забывают о том, что демократия и либерализм - в действительности весьма противоестественная пара. Цель современной демократии - увеличение благосостояния народа, цель либерализма - осуществление свобод. При этом фундаментальные свободы отнюдь не обеспечивают возможность делать то, что хочется. Напротив, они строго очерчивают не слишком большую область, в которой человек может действовать без ограничений. Поэтому нет ничего странного в том, что либеральные свободы утрачивают свою привлекательность. Это вполне закономерно для обществ, где главное - личное благосостояние, а не общее благо.

К сожалению, Арон так и не дает однозначного ответа на главный вопрос своей книги - насколько сильно разрушаются устои демократии в технически детерминированном обществе. А между тем проблема прочности либеральной демократии в эпоху возрастающей террористической угрозы является чуть ли не основной. Захотят ли современные потребители бороться за либеральные ценности? А если захотят, то смогут ли? Увы, только время сможет дать убедительный ответ на вопрос: "Обладает ли общество, построенное на формальных свободах, реальной жизненной силой?"


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1390
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3630
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2046
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2323

Другие новости