0
1275

26.05.2005 00:00:00

Больная совесть как объект творчества

Тэги: ГлинкаВолжский, творчество


Александр Глинка-Волжский. Собрание сочинений в трех книгах. Книга первая: 1900-1905. - М.: Модест Колеров, 2005, 928 с. (Исследования по истории русской мысли)

Имя Александра Сергеевича Глинки-Волжского (1878-1940) до сих пор было известно лишь в узких кругах исследователей русской мысли первой трети XX века. И вот в свет вышел первый том его собрания сочинений - издание, предназначенное и для специалистов, и для широкого читателя, который откроет для себя еще одно действующее лицо русского Серебряного века. В этот том вошли журнальные статьи и рецензии Глинки 1903-1905 гг. Второй предполагается отвести под сборник 1906 года "Из мира литературных исканий". Третий составят работы 1906-1930-х гг., включая переписку Глинки с Василием Розановым, Михаилом Новоселовым, Сергеем Дурылиным, Павлом Флоренским.

Впервые опубликованы "Автобиографические записки" Глинки, обрывающиеся на 1905 годе. Многое в них кажется давно знакомым: в жизненных перипетиях Глинки легко узнаются ситуации, формировавшие русского интеллигента предреволюционной поры. Чтение "Спенсера и Бокля, Милля и Шопенгауэра, Шекспира и Достоевского". Изгнание из гимназии "за пьянство". "Бастовал" на юридическом факультете. "Ссылка на родину, под надзор полиции". Словом, все как у людей.

Первые столкновения с политической реальностью способствовали скорому самоопределению Глинки как публициста. В 1902 г. вышли его "Два очерка об Успенском и Достоевском", в которых чувствуются и вполне сформировавшиеся литературные навыки, и зрелый, самостоятельный взгляд на общественную ситуацию. Уже в начале своей литературной деятельности Глинка стремился отойти от традиций русской демократической литкритики, слишком уж звавшей к поискам конкретных социальных причин и весьма далекой от строгого философского анализа. Работы Глинки, напротив, переполнены, по его словам, "слишком широкими параллелями". Рассматривая феномены литературной и общественной жизни, он неизменно возвращался к анализу мировоззренческих принципов. "Постановка морального вопроса", "кто виноват", "нравственная необходимость", "пропасть" во имя чужого дела, "тяжба между народом и интеллигенцией", "проблема богопознания" - вот центральные мотивы его критических опытов.

Благодаря приложенному к авторскому тексту отклику А.Гуковского на "Два очерка" читатель убедится в том, что и современники чувствовали новаторство Глинки. Он одним из первых заговорил на новом языке, который вскоре взяли на вооружение мыслители Серебряного века. Обозначив Достоевского и Глеба Успенского как два полюса русской литературы, он уже наметил водораздел, разлучивший впоследствии "позитивистов" и "идеалистов". Так что с мнением редактора тома Анны Резниченко, согласно которому в публицистике Глинки произошла "кристаллизация образов и понятий русской философской культуры", можно согласиться. Очерки Глинки, в самом деле, - один из ключей к проблематике эпохальных для русской мысли сборников "Проблемы идеализма" и "Вехи". "Любовь к ближнему" и "любовь к дальнему" (антитеза "малых" и "больших" дел), ценность личности, религиозный характер интеллигентского атеизма - все это из глинковского словаря. В 1902-1903 гг. эти проблемы были еще общими для всех лагерей: "дело" было дорого "идеалистам" не менее, чем "позитивистам".

Размышления Глинки не исчерпываются кругом проблем начала века. Некоторые его идеи предвосхищают мотивы философии русского зарубежья. Одним из первых он заметил влияние Канта и неокантианства на Достоевского. Его толкование глубинной интуиции Достоевского: "все за все виноваты" - содержит парадоксальное учение о природе зла, развитое Семеном Франком в "Непостижимом". А в "Очерках о Чехове", трактуя "фотографичное" изображение действительности, неверие в идеалы, пессимистический идеализм как распознание опасности осуществления самого прекрасного идеала и как раскрытие идеи невсемогущества Бога, Глинка делает это в тех же терминах мистики "света во тьме", к которым спустя десятилетия прибегнет и Франк.

Представляя почти забытого автора, редакция серии "Исследования по истории русской мысли" подтвердила свою приверженность высоким научным стандартам. В комментарии учтены особенности интерпретаций, сквозных тем, "дежурных мест", пристрастий, актуальных именно на момент создания текста: ссылки почти всегда даются на те публикации, что выходили не позже 1905 года (лишь биографические данные приведены по Брокгаузу и Эфрону). Редактор постаралась бережно донести до нас язык Глинки, дав читателю возможность - через построение авторской фразы, написание слова, пусть "неправильное" с точки зрения современной орфографии, - почувствовать нерв времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1526
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3927
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2182
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2460

Другие новости