0
1290

28.07.2005 00:00:00

Среднеарифметическое между писателем и менеджером

Тэги: новиков, сборник


Михаил Новиков. Частное письмо по неизвестному адресу. - СПб.: Алетейя, 2005, 204 с.

Если предположить, что остался еще романтик, читающий книги от начала до конца, то последние слова "Частного письма по неизвестному адресу", которые попадутся ему на глаза, будут такие: "Михаил Новиков стал прекрасным журналистом. Он умел достичь ясности выражения без упрощения сути. Но мне хочется верить, что снова настанет время литературы, проза Михаила Новикова найдет свое место в этом новом времени. Иначе было бы слишком нелепо и бессмысленно".

Так написано на последней странице обложки. Цитата взята из некролога.

Пока я не открыл книгу, я думал, что это и есть сборник прозы. Сейчас я бегло очерчу степень моей в нем культурной заинтересованности. Дело не в том, что Михаил Новиков (1957 г.р.) был семнадцать лет - с 1983 года, когда мы начали учиться в Литинституте, до гибели в 2000 году - моим, пожалуй, ближайшим другом. И даже не в том, что мне нравится его проза. В конце концов, один его раритетный сборник рассказов и повестей ("Московские штучки, или Школа одиночества", 1989) у меня есть. А в том, что многие, в том числе молодые литераторы, спрашивают у меня, где почитать хорошие рассказы конца ХХ века. И может быть, у Михаила Новикова они бы могли почерпнуть даже больше, чем у любимых мной Валерия Попова или Маканина, которых, слава богу, найти нетрудно.

Но речь идет о сборнике статей Новикова. Из разных тематических блоков выбраны два - литература и спорт, точнее, "Формула-1". Плюс несколько неопубликованных стихов последних лет, написанных как бы вместо прозы, от тоски, от нехватки времени. Некоторое ноющее отсутствие этой прозы очерчено весьма умело, а если учесть, что Михаил погиб в автокатастрофе, то и репортажи о гонках приобретают дополнительный смысл.

Статьи Новикова о литературе оставляют двоякое впечатление. Если бы я писал об этих авторах и событиях, я стремился бы написать именно так - остроумно, лаконично: "Нажираться в сосиску и гадить под себя, как это принято у "неофициальной" богемы, - ужасная безвкусица. Но она оставляет какую-то надежду на литературу. У "а999аа99" (номер "Мерседеса" одной писательницы. - Л.К.) шансов нет никаких. Мне почему-то хочется добавить: и слава богу". Но я бы об этом скорее всего не писал.

Примерно треть статей Новикова "развенчательны" по пафосу - он показывает нам пустой фантик на месте широко объявленной конфеты. Стоит ли пустой фантик серьезного разговора? Тут мы подходим к главной и немного больной теме: насколько свободен журналист?

Книга отвечает на этот вопрос с предельной четкостью - абсолютно свободен в оценках (в меру собственной внутренней свободы) и абсолютно зависим в выборе предмета разговора. Ты можешь написать (статья "Тайфуны с ласковыми именами"), что модное (эссеистика Татьяны Толстой) - плохо. Но не можешь о том, что немодное - хорошо, потому что немодное не является информационным поводом. Ты можешь написать о Набокове к его 100-летию (статьи "Игра в бисер перед свиньями", "Дезактивация Набокова"), но не годом раньше или позже. Или, скажем, о Гандлевском к выходу очередной книги или даже к (не)получению очередной премии. А вот про Николая Байтова в газете не напишешь.

Литературная позиция Новикова мне гораздо ближе и милее, чем взгляды постмодерниста Курицына. Но стратегия Курицына - заниматься тем, чем хочешь, там, где позволяют обстоятельства, - кажется мне конструктивнее, чем путь штатного обозревателя. У Курицына больше маневра, другое дело, как он его использует.

Михаил Айзенберг пишет о том, что стихи - продолжение физического тела поэта. Если обобщить, то все живое из написанного (а статьи Новикова безусловно живые) - продолжение автора. Михаил не был рожден маргиналом, литератором с брюшком и сальными патлами, кочующим с вечера на вечер, из салона в салон. Спортивный, сухопарый, лишенный жреческого снобизма, Новиков был писателем и офис-менеджером одновременно. Он был наделен проклятием выбора и не сделал решающий шаг. Не успел. Ставка штатного литературного критика - скрупулезно вычисленное среднее арифметическое между писателем и офис-менеджером. Компромисс, во-первых, не устраивал самого Новикова. Во-вторых, действующий прозаик для литературы многократно важнее действующего критика. Надо было отращивать брюшко и патлы. Но - легко рассуждать об этом сейчас, задним умом.

Пошарив в "Яндексе" в поисках рассказов Новикова, я наталкивался на статьи из рецензируемой книги. До прозы так и не добрался - или ее там нет, или есть глубже, чем я ныряю.

Хорошо, что книга вышла. Лучше, чем если бы не вышла. Но издатели попали в ту же вилку, что и автор при жизни. Сделали лучшее из возможного, издали что хотели, но в рамках, очерченных временем. Ведь считается сегодня (влиятельными, но некомпетентными людьми), что сборник статей круче сборника рассказов. Я думаю, что это не так. Даже с коммерческой точки зрения - можно же правильно организовать презентации и продажи. И мне хочется верить, что остались еще романтики. И снова настанет Время литературы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1310
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
975
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1166
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
762

Другие новости