0
1639

04.08.2005 00:00:00

Берегите мат!

Тэги: Волгин, Возвращение билета, Парадоксы национального самосознания


Игорь Волгин. Возвращение билета. Парадоксы национального самосознания. - М.: Грантъ, 2004, 768 с.

Новая книга Игоря Волгина - часть научно-исторической эпопеи, осуществляемой человеком, который смог естественно совместить в себе ученого и писателя. Когда пытаешься вспомнить аналогичные явления, всплывает имя Тынянова, хотя между ним и автором "Последнего года Достоевского", "Родиться в России" и не менее мощных биографических текстов есть существенная разница. Тот был преимущественно художник, чье воображение дорисовывало исторические факты. Наш же автор - научный дознаватель, остро чувствующий "художественную подоснову" отечественной истории. Она для Волгина состоит из многочисленных ментальных подробностей, ни одна из которых не заслуживает забвения. И Достоевский для него - тот магический кристалл, сквозь который различим смысл национальной судьбы.

"Возвращение билета" - энциклопедия национального самосознания, парадоксального, определенного в этом качестве еще Пушкиным, сказавшим о Карамзине: он, республиканец в душе, отстаивал преимущества самодержавной власти. Парадоксы национального сознания выявляются в любой его ипостаси. Яркий пример - оппозиция "западничество-славянофильство". Как замечено еще в середине XIX века, в русском славянофильстве, убежденно отрицающем Запад, сосредоточено много западнического.

Актуальна заключительная часть книги - "Сумерки свободы", посвященная драматическим событиям последних десятилетий. Блестящий стиль сопутствует этой политической прозе, ее порой беспощадным оценкам, самые горькие из которых подтверждаются ходом нашей новейшей истории.

Биограф Достоевского предстает в новом качестве: как знаток и интерпретатор российской словесности XX века. Главы, посвященные Булгакову и Мандельштаму, Заболоцкому, Синявскому и даже журналу "Октябрь" эпохи Кочетова, привлекают неожиданностью подхода. Парадоксы Волгина убеждают. Так, отнюдь не одобряя ненормативную лексику, автор приходит к ироничному выводу: "Берегите мат! Охраняйте его от поглощения литературой! Культурная интеграция убийственна для него".

Заслугой Волгина является то, что он закрыл лакуну в изучении "Дневника писателя" Достоевского. Здесь он - первопроходец, создавший научную школу. Дневник этот предстал не в принятой в науке амбивалентностью: война - это добро, ибо она объединяет людей, а мир - зло, ибо плодит богатых. Исследователь помогает отыскать во внешне противоречивых заключениях Достоевского рациональные зерна. Война действительно может быть формой объединения, как показал 1812 год, а мир - формой разъединения, что показали процессы социального расслоения во 2-й половине XIX века.

Когда-то Пришвин говорил: мы любим Пушкина, но вопрос состоит в том, любит ли Пушкин нас. Это в равной мере относится и к Достоевскому. Мы любим его, но любит ли он нас?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1461
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
728
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3814
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2957

Другие новости