0
3290

01.09.2005 00:00:00

Натюрморт как пароль эпохи

Тэги: Виппер, Проблема и развитие натюрморта


Борис Виппер. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-классика, 2005, 384 с.

Монография одного из основателей отечественного искусствоведения Бориса Робертовича Виппера публиковалась в 1922 году в Казани и давно стала библиографической редкостью. "Проблема и развитие натюрморта" - его первый большой труд, результат работы над диссертацией, которую он защитил в 1918 году. Книга эта не утратила научной ценности, ведь натюрморт до сих пор является наименее изученным жанром.

В книге Виппера речь идет об изначальных теоретических и философских вопросах натюрморта. Этим она созвучна с работами Флоренского и Хайдеггера, в которых мыслители через анализ художественного произведения подходили к рассмотрению таких фундаментальных тем, как "вещь", "пространство", историческое изменение отношения человека к миру.

Натюрморт настолько привычен, что зачастую воспринимается как несамостоятельный, утилитарный жанр, как украшение интерьера или средство для оттачивания технического мастерства. За привычкой утрачивается внутренний смысл жанра, который и стремится раскрыть Виппер. Он ставит и более значительную задачу - натюрморт рассматривается как ключ к живописи вообще, ведь именно здесь в наиболее чистом виде проявляется соотношение формы и содержания, видны особенности эпох, стилей и направлений.

Вместе с тем натюрморт - весьма специфический жанр. Это живопись, изображающая предмет, нечто оторванное от естественной среды и стихии, то, чему рукой человека придана новая целесообразность. В этом смысле современная Випперу живопись (Сезанн, кубисты) вообще натюрмортна. Сезанн изображает гору Сен-Виктуар или Амбруаза Воллара так, как если бы он изображал яблоки. Но так же предметно он выстраивает все пространство картины: "Кубисты, которые непосредственно продолжают Сезанна┘ не изображают предметы, но изображают предметами". И напротив, живопись импрессионистов, темой которой нередко становится натюрморт, в подлинном смысле слова ненатюрмортна, поскольку изображает не предмет, а его чувственное явление, в бликах света, в переливах и рефлексах цветов, в искажении формы в воздушной среде.

Виппер констатирует рост субъективизма в ходе истории - в средневековом искусстве вещь выдает незримое присутствие хозяина, в эпоху барокко завязывает интимные отношения с воспринимающим субъектом, в начале ХХ века передает всю активность в руки художника, свидетельствуя о наступлении технократической эпохи, в которой мир - лишь поле для человеческой деятельности.

Теория сочетается в книге с богатым фактическим материалом, подробным историческим анализом, начиная с предпосылок возникновения натюрморта в наскальной живописи, где наряду с натуралистическим изображением человека и животных зарождается особое чувство предмета и его частей, изолированных и схематизированных, - и до эпох, в которых натюрморт определился как отдельный жанр (в XVII веке, в эпоху барокко) и получил высшее развитие (в XIX - начале XX века в творчестве Сезанна, кубистов, футуристов).

Манеру письма Виппера вполне можно назвать живописной, она зримо и чувственно передает характер описываемых работ, что отчасти объясняется необходимостью, ведь во время написания книги возможности иллюстрирования были крайне ограниченны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2249
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5021
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2761
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3178

Другие новости