0
898

10.11.2005 00:00:00

Прогулки с черепашкой

Тэги: Вайнштейн, Денди


Ольга Вайнштейн. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М.: НЛО, 2005, 640 с.

О книге историка, культуролога и преподавателя РГГУ Ольги Вайнштейн, посвященной дендизму как культурной традиции, не раз говорилось, что она "обречена на успех". Книгу справедливо хвалили за информативность, диапазон источников и превеликое множество найденных в них неожиданных и удивительных фактов. За то, что всем этим фактам была предложена вполне цельная интерпретация. За увлекательность, наконец.

Как все, на успех очевидным образом обреченное, книга не замедлила вызвать и раздражение. Григорий Амелин, помнится, адресовал Вайнштейн упреки в том, что-де она пошла на поводу у интеллектуальной моды на "культуру повседневности", тогда как никакой культуры у повседневности нет, а в том, что такое "дендизм" и пресловутый "гламур", она будто бы и вовсе не разобралась; Илья Смирнов обозвал книгу "энциклопедией элитарного паразитизма".

"Денди" - книга хитрая. Да, она может быть прочитана и как энциклопедия суеты, и как история бытовых привычек, и как патографическое описание особого человеческого типа, который, заведшись в Англии на заре позапрошлого века, породил множество подражаний, толкований и вообще последствий чуть ли не во всех странах европейской культуры. Но это - книга и об энергетике стиля. Точнее, об энергетике смысла, который может выражаться среди многого прочего и сугубо стилистическими, формальными средствами. Не зря вокруг этих светских бездельников с самого начала создалось такое культурное напряжение - не важно, восхищения или раздражения. Занимаясь мелочами, денди на самом деле (независимо от того, что он сам об этом думает) работает со смыслами, причем именно общекультурного порядка. В феномене дендизма интересна грамматика условностей, способность мелочей и пустяков быть смыслоносными и человекосозидающими.

Вайнштейн не давит читателя интеллектом, хотя сделать это ей было бы легко. Ключ к смыслу своей работы она дает в рассыпанных по тексту почти незаметных фразах вроде: "Можно попытаться метафорически определить вульгарность как особый неэкономный способ работы с личностной энергией". "Прямо противоположная" этому модель поведения - предложенная денди "экономия энергии". Дендизм - это не цвет фраков, не форма шляп, не тип светских острот, не знаковая неторопливость движений. Это даже не красота и не безупречный, эталонный вкус (тем более что и под тем, и под другим в разные времена понимались весьма разные вещи). Все это - средства, которые с легкостью могут быть заменены (и заменялись!) на любые другие. Классический дендизм, по Вайнштейн, - "культура сдержанности, минимализма, тайной дисциплины в проявлении чувств". Несмотря на явные излишества вроде купания в молоке и завязывания шейных платков по три часа, это тоже средства достижения благородного минимализма, особенной дендистской высокомерной и осторожной точности в отношении к жизни, к обществу, к самому себе. Дендизм - в той же мере перформанс, в какой и аскеза. Он - особая глава в истории самодисциплины европейского человека. Главное в нем - "жизнетворчество". Активное, продуманное создание своей жизни и самого себя.

Денди, лентяй и однодневка, принципиально не озабоченный добыванием хлеба насущного, вырабатывающий медленный шаг, гуляя с домашней черепашкой, - законный сын новоевропейской культуры, прогрессистской, активистской, индивидуалистичной, ориентированной на будущее и на преодоление всего традиционного. Денди недаром появляется в эпоху романтизма. Он одна из центральных фигур Нового времени, из экспериментально-чистых его образцов. Его суть - сочетание постоянного делания себя ("культ искусственности") со свободой и универсальностью.

Именно это размывает границы дендизма и дает Вайнштейн основания рассматривать в качестве его отголосков такие вещи, от которых Джордж Браммел с графом д"Орсе точно упали бы в обморок: отечественных стиляг, японских Tayozoku в цветистых гавайских рубашках и галстуках с обезьянами и даже "компьютерную диву" Ананову с зелеными волосами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1597
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4048
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2240
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2521

Другие новости