0
1154

17.11.2005 00:00:00

Без креста

Тэги: толстой, проповедник


У Набокова в лекции "Лев Толстой" читаем: "В нем любят художника и терпеть не могут проповедника. Но в то же время отделить Толстого-проповедника от Толстого-художника невозможно: все тот же низкий, медлительный голос, то же крепкое плечо, что легко выдерживало и ношу заоблачных видений, и тяжкий груз идей. Так и хочется порой выбить из-под обутых в лапти ног мнимую подставку и запереть в каменном доме на необитаемом острове с бутылью чернил и стопкой бумаги, подальше от всяких этических и педагогических "вопросов", на которые отвлекался, вместо того чтобы любоваться завитками темных волос на шее Анны Карениной".

С одной стороны, художник неотделим от проповедника, с другой - сожалеет ведь Набоков, что нельзя заточить Толстого на необитаемом острове с бутылью чернил. Мысль не нова. Она выражает точку зрения большинства: Толстой - художник, остальное - заблуждения гения, непомерные амбиции, гордыня, страсть к провокациям и т.п. Эту точку зрения сформировало в свое время государство, опасавшееся Толстого, видевшее в нем анархиста-разрушителя. И Церковь, отлучением поставившая Толстого на одну ступень с Отрепьевым и Пугачевым. И общины толстовцев, давшие повод для лукавых улыбок и анекдотов. И циничная интеллигенция, смаковавшая в дореволюционных салонах и на советских кухнях язвительные анекдоты о классике: "К Левушке приходили ходоки, спрашивали, в чем смысл жизни. Сказал, что не знает. Ел с аппетитом". В этой системе координат Горький и Маяковский идут вслед за Толстым в табели о рангах, этакие Маркс, Энгельс, Ленин┘

Художники и учителя веры, если вдуматься, имеют дело с одними и теми же частицами времени, пока еще физиками не обнаруженными. "Он - единственный мне известный писатель, - пишет о Толстом Набоков, - чьи часы не отстают и не обгоняют бесчисленные часы его читателей┘ Это уникальное равновесие времени и вызывает у чуткого читателя то ощущение реальности, которое он склонен приписывать остроте толстовского зрения. Проза Толстого течет в такт нашему пульсу, его герои движутся в том же темпе, что прохожие под нашими окнами, пока мы сидим над книгой".

На открытие Толстого Набоков набрел не с закрытыми глазами: сам мечтал о "хорошо смазанном романе", прилагая немалые усилия для познания времени и так называемых "романных времен" - лабиринта, в который попадает романист с первой же строчки. "Колыбель качается над бездной, и здравый смысл говорит нам, что жизнь - только щель слабого света меду двумя вечностями тьмы". Так начинается набоковская книга "Память, говори". Между двумя вечностями тьмы - лабиринты времени.

Длительность диалогов и монологов, внутрироманное время, которое зависит не только от сюжета, но и от читателя, биологическое время автора и время, в котором он живет, - все они пересекаются. Толстой писал в "Дневниках": "Если целая сложная жизнь многих проходит бессознательно, то эта жизнь как бы не была". Не ответ ли это и нашему веку высоких технологий, позволяющих отвоевывать у Большого Времени большие пространства? Высокую цену мы платим, не успевая осознать "целую сложную жизнь". Но "человек производящий" не склонен внимать пророкам. Тем более пророкам-художникам.

Мережковский в реферате, посвященном Льву Толстому и Русской Церкви, поминает Достоевского, который за двадцать пять лет до отлучения графа от Церкви писал в "Дневнике писателя" о последней части "Анны Карениной": "Как подействовало на меня отпадение такого автора от русского всеобщего и великого дела". Мережковский привел цитату с целью убедить нас, играя словом "отпадение", что Достоевский предвидел отлучение Толстого от Церкви, ставя Церковь на одну чашу с "всеобщим и великим делом". То, что тогдашние события на Балканах для России помимо прочего еще и удобный случай прикрыть "всеобщим и великим делом" множащуюся ложь, Достоевский наотрез отказывался понимать. Толстого же, убедительно показавшего в романе, как разлагается общество, как хитроумны механизмы спекуляции на национальной идее, Толстого, не пошедшего на поводу у всех, высказавшегося открыто против бойни, какие бы идеи ни стояли за пролитой кровью, - отринул┘

В своем желании поднять соотечественника выше других религий, стран, людей, их населяющих, Достоевский мог написать: "┘народ не забыл свою великую идею, свое "Православное дело" - не забыл в течение двухвекового рабства, мрачного невежества, а в последнее время - гнусного разврата, материализма, жидовства и сивухи". Толстой - никогда. Отсюда шаг до понимания того, чем так насолил Церкви граф Лев Николаевич, в чем суть его "заблуждения", в чем "богохульство".

┘До сих пор в Ясной Поляне могила Толстого стоит дико, без креста. Словно не кончилась война и никогда не наступит мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2286
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5090
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2805
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3233

Другие новости