0
1588

06.07.2006 00:00:00

Авось

Тэги: вознесенский


«Я голос, – писал он вначале, – я горло повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой».

Мы сидим в саду на его переделкинской даче полвека спустя от тех написанных им строк. Он шевелит губами, без голоса, о языке. Я едва разбираю его слова – больше на глаз, чем на слух, – по губам.

«Тишины хочу, тишины, – писал он вослед горлу голоса. – Звук запаздывает за светом».

Современная физика наткнулась сейчас на сложнейшую партитуру безмолвия мироздания.

Он говорит, точнее дышит, а я по губам читаю. «Язык – это идеалистическая субстанция».

То есть, думаю, язык течет из будущего, из своего идеального образа, навстречу к которому движется своей памятью. Он воюет с мельницами времени. Он посвящен в образ.

«Я один в России пою с голоса», – писал Мандельштам. Не голосом поет, а с голоса – на слух. По первородству. «Быть может, раньше губ уже родился шепот». Оглохший Соснора рифмует глазом, по-птичьи отводя голову. Вознесенский пишет телом, термотактильно, легкими лестницами, на лесах речи.

Думая о его поэтической родословной и назвав первого и ближайшего – раннего Маяковского, ловишь себя на некотором замешательстве.

Облако, флейта┘ Да, но между импульсами этого маяка есть нечто с другим источником света, без которого поэтика Вознесенского, и особенно его зрелых лет, непредставима. Пастернак? Как ни странно, но при такой чуткой и деятельной связи с ним, следы творческого влияния едва различимы. Так бывает, Мандельштам был развернут к Анненскому, Бродский – к Цветаевой, Соснора – к Дельвигу. Без заметных влияний.

Чья же фигура – там, вдалеке, между вспышками маяка, и совсем рядом? Фигура, которая удерживает напряжение меж золотым и серебряным, на этом сомнамбулическом броде меж берегами? С опустошеньем светающей дали, с небом, приколотым к дому цыганской иглой┘

«Любит Блока и Сирина, режет рюмкой пельмени. Есть другие России, но мне эта милее», – пишет он о своей матери, а стало быть, и о том мире, в котором рос.

Блок. Каким бы неожиданным это сочетание ни показалось на первый взгляд: Маяковский и Блок.

Любопытно наблюдение, о котором напомнил мне мой киевский друг Варел Лозовой – о разнице между набатом и благовестом: при благовесте звонарь тянет колокол за язык, сам являясь его частью и продолжением. А при набате звонарь раскачивает не язык, а колокол, пока тот не ударит в безвольно висящий язык. Первая традиция – греческая, и далее – православная. Вторая – западноевропейская, католическая.

Это к слову об эллинистической природе нашего языка, о которой говорил Мандельштам, о «тайне свободного воплощения», о «звучащей и говорящей плоти».

В чем загадка русской души? Смотри синтаксис. Умом Россию не понять? Смотри грамматику.

Звезда, под которой мы живем, одна из самых унылых звезд во Вселенной. Унылой в постоянстве своего равновесия. И эта «привычка» ее свыше нам дана – как жизнь. Но каждые одиннадцать лет и она входит в экстатическое состояние, в полосу риска, избыточности, танца температур, в некий период космогонических регулов. То, что мы называем годом активного солнца. И в этом, к счастью, тоже ее постоянство.

Есть магма языка и есть ее языки: есть ровный свет поэзии и есть ее солнечный ветер. Без этой энергетической возгонки, как и без инерции, язык нам не светит.

Во второй половине ХХ века были, на мой взгляд, две фигуры активного языка, две территории его воспаленной энергии, энергии риска: Андрей Вознесенский и Виктор Соснора.

На одних путях «муза огненных азбущ» развязывает язык, «как осенние вязы развязывает в листопад». На других – сохраняет все, особенно листву.

Дар Бродского – элегия, взгляд в огонь. Бродский – язык этого взгляда, элегии углей, дальней дороги с полуприкрытыми веками. Верблюжий шаг, покачиванье бедуина. Редкий случай равноденствия речи, когда энергия ее не убывает, но и не приращивается. В этом смысле он внеречевая часть речи. Его поэтика не открывает пути развития: вослед и дальше идут лишь эпигоны и краеведы.

Путь Сосноры и Вознесенского – путь вестников языка, он открыт приращениям – и живыми, и мертвыми.

Соснора – небесный всадник, он не приручал речь, не объезжал ее – отручал, возвращал ее дикому полю. Как тот, в Слове, ратник речи.

Лир в бурю, он, в отличие от Вознесенского, все еще не прочитан.

Но и прочитанность Вознесенского – близорука. Осядет пыль времени с его позолотцей, отойдет в тень его «гулящая сестра» – эстрада, и, думаю, откроется иная картина. Римские бани уйдут, Гораций останется.

«Как крохотные эпитафии┘» – читаю я по губам его. Кто? Мы – языку? Язык – нам?

«Как в светлое Воскресение┘» – шепчет он, глядя поверх ограды на пряничное пастернаковское небо над полем. Полем, уже проданным, на корню.

«Слова и ветер, – повторяет он, – слова и ветер┘ Дом языка».

Да, говорю, и больше – ничего. И через тыщу лет, и более того┘

«Язык уходит┘ как душа уходит┘ Но┘ – он оборачивается к дому, – это про другое».

По цоколю бежит надпись, опоясывая дом: ЦОКОЛЬЦОКОЛЬЦОКОЛЬЦО┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
2003
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
964
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
4708
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
3639

Другие новости