0
2858

26.10.2006 00:00:00

Антропософы, кадеты и ГПУ

Тэги: спивак, андрей белый мистик и советский писатель


Моника Спивак. Андрей Белый – мистик и советский писатель. – М.: РГГУ, 2006, 578 с.

Деление творчества Андрея Белого на периоды – дело неблагодарное. Взгляды его не столько менялись, сколько расширялись и трансформировались. Однако есть все же несколько переломных пунктов. Главный из них – встреча в 1913 году с немецким философом и мистиком Рудольфом Штейнером. Многое из написанного Белым попросту непонятно без знакомства с антропософией и соответствующей терминологией.

В книге заведующей мемориальной квартирой Андрея Белого Моники Спивак – речь именно об этой части жизни Белого. Ее исследование – своего рода обзор жизни и творчества Белого с начала 1910-х годов до его смерти в 1934 году. В поле зрения Спивак оказываются самые разные темы: от взаимоотношений Белого с женой Асей Тургеневой до теоретических трактатов и персонажей его романов┘

Мистиком Белый был и до знакомства с антропософией. Но именно в этом учении нашел он обоснование и разработанный теоретический язык для своих прозрений. Полученный в результате медитаций под руководством Штейнера опыт оценивался им как центральное событие всей жизни. Описание этой, по выражению самого Белого, отдельной «жизни в жизни» содержится в письмах, в написанном на основе дневников «Материале к биографии». Спивак обнародует обширные выдержки из переписки, дневниковых записей, воспоминаний. Что-то из этого публиковалось в сборниках и журналах, что-то – как письмо Михаилу Сизову с подробнейшим описанием разговора Белого со Штейнером – публикуется впервые. Фрагменты эти проясняют и дополняют образы и смыслы написанных много позднее воспоминаний и романов, и открывают в них зашифрованный антропософский и биографический подтекст. Шифром становятся зачастую мелочи. Например, странное посвящение «Москвы» Михаилу Ломоносову, на поверку оказывающееся свернутым посланием для «посвященных» об истинном смысле романа┘

При помощи антропософского ключа и на основе сохранившихся набросков Спивак пытается реконструировать и вовсе ненаписанные, а только задуманные Белым произведения: «Невидимый град» (третья часть трилогии «Восток – Запад», «Германия» (роман о зарождении фашизма) и другие.

Вторая тема книги – «Белый как советский писатель» – возникает с момента его возвращения из Германии в 1923 году. Оставаясь мистиком и антропософом (членом запрещенной уже тогда организации), он изо всех сил старается выжить в реалиях все сильнее закручивающего гайки советского государства. И физически, и как писатель: то есть – публиковаться. Лояльность к власти и готовность сотрудничать с ней Белый выражал так рьяно, что, возможно, кого-то этим и убедил (отдельная глава посвящена ненаписанной, но задуманной статье о соцреализме). И уж точно настроил против себя бывших друзей–эмигрантов, в карикатурном виде выставив их в мемуарной трилогии. Обработке в «социалистическом» духе подвергалось не только настоящее, но и прошлое – весь свой жизненный путь Белый попытался представить как закономерно приведший его к принятию революции. В это поверить уже сложнее. Несоответствию между работами, опубликованными в тридцатые, и реальными взглядами писателя – посвящена немалая часть книги.

Тот факт, что, изобличая в самых резких тонах кадетов в своих мемуарах, Белый в то же самое время продолжал общаться с видными представителями этой партии – задокументирован, помимо всего прочего, в рисунках-набросках председателя Второй Государственной думы Ф. Головина. Эти рисунки-шаржи воспроизведены в книге. Но, конечно, куда более явное разоблачение псевдо советскости Белого – его дневник. Вместе с другими рукописями он был изъят во время ареста участников антропософского общества и сохранился лишь в виде фрагментов, подшитых в ГПУ к делу Белого. В книге оно приводится вместе с показаниями арестованных антропософов.

Белый тогда по причинам, отчасти проясненным в исследовании Моники Спивак, арестован не был. Судя по всему, это была лишь отсрочка, арест был неизбежен, помешала смерть писателя в январе 1934 года. О ней последняя глава книги. Две линии, мистическая и социальная, перекрещиваются.

Умер Андрей Белый, по одной из версий, «от солнечных стрел», от последствий солнечного удара; так, как предсказал себе сам в стихотворении «Друзьям» в 1907 году. С этой поэтически-мифологической причиной соседствует медицинская – запущенный артериосклероз и ряд кровоизлияний в мозг. Одно из них вполне могло быть вызвано солнечным ударом. Но последнее, ставшее роковым, случилось после прочтения предисловия Каменева к вышедшей в конце 1933 года книге «Начало века». Предисловие это – обвинительный акт, не оставляющий Белому ни малейшего шанса на существование в советской литературе. Попытка стать советским писателем не удалась.

Белый же мистик – согласно воспоминаниям бывших при нем друзей – пережил в последний миг, уже на больничной койке, «второе рождение», но сознательно выбрал уход из этого мира: «Мне предстояло выбрать жизнь или смерть. Я выбрал смерть».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1289
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3420
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1938
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2233

Другие новости