0
1116

07.12.2006 00:00:00

Что нам всем за это будет?

Тэги: водолазов, идеалы и идолы, мораль и политика


Григорий Водолазов. Идеалы и идолы. Мораль и политика: история, теория, личные судьбы. – М.: Культурная революция, 2006, 864 с.

Я хорошо помню книги этого автора – «От Чернышевского к Плеханову», «Диалектика и революция». И помню, как и устно, и печатно удивлялись «проницательные читатели»: что это за странные сочинения, что это за жанр? Наука, публицистика, художественное письмо, катехизис?

И ведь так же почти «удивлялись» рецензенты и мучились «проницательные читатели» над определением «жанра» всех самобытных сочинений – начиная со свифтовского «Гулливера», «Пантагрюэля» Рабле, «Былого и дум» Герцена или «Заратустры» Ницше. «Ну, что это? – вопрошали они про Ницше. – Философия? Сказочные легенды? Или просто стихи?.. А «Красное колесо», «ГУЛаг» Солженицына?..».

И действительно: что вот это за жанр самой последней, почти 900-страничной, книги Григория Водолазова «Идеалы и идолы»? Детективный роман, где ведется дотошное следствие по загадочному и умопомрачительному убийству древнегреческого философа Сократа, случившемуся за 500 лет до ┘н.э.?!

А, может быть, это мемуары? С воспоминаниями о выдающихся философах и публицистах уже нашего времени (Ильенкове и Лифшице, Дедкове и Батищеве, Буртине и Карпинском), друживших с автором.

Или художественно-ностальгические (и даже с фотами) зарисовки его школьного детства? – в стиле «Земляничной поляны» Бергмана, а то в иронично-задорной манере «Тома Сойера».

Ну а тут вот автор и вообще предстает как┘ искушенный вокалист! Да, не удивляйтесь! – столько эрудиции по части этого жанра музыки: об операх, романсах и об их исполнителях – от Шаляпина до Лемешева и Козловского. А в некоторых местах мы почти СЛЫШИМ и его собственное пение (Он – да: поет!). Найдите это место и (уверяю вас) – услышите!

И наконец (в главной части): ни на что не похожие философско-исторические исследования и осмысления самых важных проблем человечества (касающихся государства, общества, семьи, частной собственности, «смысла» Бытия и «назначения» Человека в нем) – то есть всего корпуса прошлых и нынешних заковыристых проблем на материале Всемирной истории и философской мысли, начиная с Сократа и Аристотеля, и главным образом по свидетельствам гениального Платона. С выходом к тому же на сугубо сегодняшние (даже сиюминутные) темы – эпохи «перестройки» и «реформ 90-х годов».

И всё это удивительным образом органично увязано и умело переплетено в увлекательнейшее чтение, единственным, может быть, недостатком которого (используя остроумное замечание автора о таком чтении книг одного его коллеги) является то, что... «оно забирает тебя целиком от всех твоих дел, – ибо от этого чтения ОТОРВАТЬСЯ невозможно!» В чем не последнюю роль играет и чрезвычайно верткая фраза автора, и словесное кружево вообще его писательской манеры, а пуще всего какая-то необыкновенно привлекательная интонация: редкой (почти лирической) доверительности и – да: доброты! (Хотя, наверно, и странновато слышать о таком в подобном сочинении). Да, хочется повторить, ДОБРОТЫ и ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ – которую мы ощущали в великих гуманистических сочинениях Свифта и Рабле, Герцена и Чернышевского или в современных книгах Ильенкова и Лифшица, Дедкова и Буртина и многих других друзей и коллег автора, которым у него посвящены самые пронзительные и трогательные страницы (с поразительным Реквиемом, открывающим эту книгу).

И подытоживая значение их жизней и их трудов (вместе с жизнями и трудами Сократа, Платона, Аристотеля, Макиавелли, Гоббса и Руссо, Робеспьера и Писарева, Канта и Гегеля, Маркса и ┘), автор пишет: «Нужна теперь НОВАЯ парадигма! Нужен НОВЫЙ – во имя движения к ней – генеральный пересмотр всей предшествующей мировой интеллектуальной традиции┘ Я знаю, что вся эта работа на годы и десятилетия. И не нам, конечно (поколению шестидесятников), увидеть ее окончание. Но ПОЗВАТЬ на нее, но приступить к ней и сделать здесь первые шаги – это в наших силах. Я бы даже сказал – наша обязанность. И снова, и снова заявить: «Делай, что должно! И пусть будет, как будет!»

Прочел вот вещь эту, как говорится (без всякого преувеличения), «с восторгом и слезами» и написал (с таким же отношением) свой отзыв. А проснулся сегодня ночью и вспомнил, что ничего-то не сказал: а почему же книга называется «Идеалы и идолы»?

Щелкнул светом и всмотрелся (несмотря даже на «такое» время) в необычное фото на обложке: там на несуразной (похожей чем-то на Мавзолей и вместе с тем на дощатый забор – «от народа») трибуне – группа невнятных пожилых, упитанных лиц в галстуках; над ними бородатые «Карлы-Марлы» в строгих рамах, а ПОД забором этим – трубящие им в трубы о-бо-рванцы. То есть – вроде бы случайное фото из школьного отрочества автора в ссыльном Казахстане, где ┘ даже вот (чуть в сторонке от этих «труб») стоит, может быть, и он сам в драном пальтишке и – глядя прямо к нам, нынешним, в Будущее, – с этой, его нынешней, книги. (Там ведь и тогда – в ссылке его отца-математика, среди таких же ссыльных перед этим забором-оградой, наверно, и зарождалось всё это, о чем и поведано в книге, – см. особенно во Введении и в главе «Земляничная поляна».) И вот они тут (на фото): и идеалы, и идолы той эпохи. А фактически – и каждой, вплоть до Сократа.

Смотрю на фото в ночное безвременье и думаю: ну, хорошо, вот «сделали должное» люди, подобные автору, – написали свои честные, чистые и талантливые (по мнению, конечно же, сведущих людей) повести, стихи, мемуары, философские эссе (что-то где-то напечатанное, что-то до сих пор продолжающее лежать под слоями пыли – то ли запрещенное сталинско-брежневскими «охранителями», то ли пренебрежительно отвергаемое современной, питаемой криминальными деньгами, шоу-культурой; всё это хорошо известно мне и по многострадальной судьбе моих собственных сочинений). Ну и что же всем нам за всё это «будет»? И вот если взглянуть из древности (со дна «океана времени») – от Сократа (перед его позорным судилищем): что ему «будет»? – Позор и казнь! У Свифта и Ницше – сумасшествие! У Бруно – костер! У Чернышевского – каторга! У Герцена – изгнание!.. А уж для многих наших современников и говорить нечего: «Тот – от пуль, этот – от травли», и почти никто – «от долгих лет». А злодеям и идолам – трибуна! (И трубы!)


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2113
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4821
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2639
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3039

Другие новости