0
1934

15.03.2007 00:00:00

Спорт как балет, балет как спорт

Тэги: демидов, золотой век юрия григоровича


Золотой век Юрия Григоровича / Александр Демидов; редактор-составитель А.Г.Колесников. – М.: Алгоритм, Эксмо, 2007, 400 с., ил. – (Юбилеи).

Александр Демидов (1944–1990) начинал работать как критик драматического театра, а закончил (уже в перестройку) как руководитель им же созданного эротического шоу. Между этими (надо сказать, полярными) ипостасями уместилось многое: профессиональные интересы Демидова простирались на театры обеих столиц и разных направлений. Особой, может быть, с годами самой большой страстью Демидова стал балет. А в рамках этого искусства – постановки главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича.

В только что выпущенном сборнике статей Демидова Григоровичу отведена значительная доля места, и понятно, почему. Сборник этот приурочен к 80-летию балетмейстера, а для того, чтобы отметить событие по линии критики, мало кто подойдет лучше, чем Демидов. Несмотря на разницу в 17 лет, он был личным другом балетмейстера. С Демидовым, как написано в предисловии, Григорович проводил много времени «в умных беседах, перемежавшихся веселыми застольями». О главе балета ГАБТа Демидов исписал множество страниц, все они хвалебные. Это об Анатолии Эфросе критик писал по-разному, позволяя себе резкие сомнения (эфросовские спектакли в одной статье названы «великолепным топтанием на месте»). А у Григоровича Демидов топтания не видел, в балетах Ю.Н.Г. ему нравилось все.

Говоря «ода», автор этих строк не имеет в виду, что Демидов хвалил голословно. Наоборот, он углублялся в спектакли, как крот в землю, искал и находил доказательства своим восторгам. Чтобы показать масштаб «сурового и тревожного мира» спектаклей Григоровича, а его самого подать как серьезного философа, Демидов не боится скрыто цитировать запрещенного в СССР Ницше. Под пером поклонника герои балетов Григоровича в страданиях стремятся «осознать свое назначение», отрекаются «ради высших целей от всего земного». Автор славит постановщика, «безжалостно и жестоко разрушающего покой, показывая его иллюзорность». Применяя все эти высокопарности, автор статей не просто заигрывает с романтической лексикой. Демидову важно показать, как Григорович поднимает развлекательное для многих искусство балета на высоту. И он специально рассуждает о балетах почти со спортивным азартом: кажется, что не просто друг и критик смотрит спектакль, но активный болельщик вспоминает любимые матчи. (Кстати, болельщиком в прямом смысле он тоже был, недаром он много писал о футболе.) В итоге Демидов не отличает удачу «Щелкунчика» от неудачи «Ангары»: ему важнее нащупать общий нерв балетов своего кумира и показать, как решительно отличается режиссерски выверенное искусство Григоровича от предшественников.

Точно так же, с дотошностью и усердием, Демидов вникал во все, о чем писал. Его ранний (написанный до конфликта Григоровича с Екатериной Максимовой) творческий портрет этой балерины тоже полон спорной страсти. Страсть эта заставила Демидова увидеть в молодой Максимовой танцовщицу, которая «рассудочно эксплуатировала свое обаяние, становясь холодным расчетливым мастером».

Кроме балетных текстов, в книжку поместились три материала про футбол. Хороший игрок для Демидова – «футбольный актер», статья про одного из таких легендарных актеров называется «Артистизм Эдуарда Стельцова». Демидов рассматривал футбол подобно балету – как искусство человеческого движения, судил как зрелище, то есть по законам театра, и по-своему это самый интересный раздел сборника. Футбольные опусы Демидова стоит прочесть не только историкам спорта. Здесь автор текстов меньше, чем в театральных работах, связан стилистическими требованиями, предъявляемыми цензурой к статье советского критика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
275
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
230
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1908
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1456

Другие новости