0
1537

22.11.2007 00:00:00

Россия в мировой системе координат

Вячеслав Никонов

Об авторе: Вячеслав Алексеевич Никонов - президент фонда "Политика", исполнительный директор фонда "Русский мир".

Тэги: аолитика, мир


Политический атлас современности: Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. – М.: Изд-во «МГИМО-Университет», 2007. – 272 с.

Не так часто российская общественная наука дарит нам работы мирового уровня. «Политический атлас современности», подготовленный учеными МГИМО (У) МИД России и специалистами из Института общественного проектирования при поддержке журнала «Эксперт», – труд именно такого порядка. Идея с виду простая – сравнить 192 государства современного мира.

Казалось бы, чего нового здесь вообще можно придумать. Мы уже давно живем в мире рейтингов. На протяжении многих десятилетий ООН мерит индекс человеческого развития, а Университет Хельсинки – индекс демократизации, проект «Полития» Теда Гурра ранжирует страны по шкале демократия–автократия, а американские поляки из «Фридом Хаус» – по шкале «свободные–несвободные»; «Репортеры без границ» расставляют оценки странам по уровню свободы прессы, «Трансперенси Интернэшнл» – по восприятию коррупции, Институт Катона – по уровню экономической свободы, журнал «Форин афферз» – по индексу глобализации и т.д.

Нельзя сказать, что авторов «Атласа» во главе с известным политологом и проректором МГИМО Андреем Мельвилем существующие рейтинги не устраивают. Напротив, они используют данные многих из них, оговариваясь, правда, что часто зарубежные исследователи базируют свои оценки на мнениях экспертов, а вовсе не на цифрах и фактах. Однако наши исследователи предложили то, что до них никто и никогда не делал. Они оценили государства не по какому-то одному специфическому набору параметров, как это делают другие известные центры, а по всему набору в принципе сопоставимых и математически фиксируемых параметров, всячески избегая при этом субъективных или экспертных критериев (это не всегда удается). А затем провели многомерный кластерный анализ полученных результатов, что позволило выявить группы схожих стран. Картина получилась неожиданная, противоречивая и захватывающая.

В «Атласе» выводятся пять базовых индексов. В первом – индексе государственности – Российская Федерация занимает 27-е место (лидеры – США, Япония и Швейцария). На нашей чаше весов длительность суверенного существования, независимость от внешней экономической помощи и относительная политическая стабильность, на противоположной – наличие внутренних региональных конфликтов. Вывод авторов: лидеры «государственности» – это страны демократического выбора, высокого уровня жизни и низких угроз. Впрочем, находятся и исключения, причем весьма примечательные – Китай, Египет, Иран. А примечательны они тем, что представляют древние цивилизации. Это, вероятно, тоже имеет отношение к традициям государственности, что можно было и упомянуть.

Куда хуже выглядит Россия в индексе внешних и внутренних угроз. Терроризм, территориальные споры, сырьевой характер экспорта, сокращение численности населения, эпидемия СПИДа, беспокойное окружение делают нас 81-й по уровню опасностей страной в мире (то есть на 111 позиций позади самых безопасных – Канады, Франции, Нидерландов). У составителей «Атласа» мы в той же группе по степени угроз, что и Тайвань, над которым нависла большая тень континентального Китая; вечно воюющий Израиль или не выходящий из гражданской войны Алжир. Вывод сколь неутешительный, столь и небесспорный.

Однако в следующем индексе – международного влияния – РФ располагается на почетном 7-м месте в компактном и малочисленном ядре стран-лидеров, уступая лишь США, Китаю, Японии, Германии, Франции и Великобритании. Основаниями для этого служат военный и экономический потенциал, высокий статус в международных организациях. Оспаривая распространенное мнение о том, что наше влияние в мире не опирается на внутренние ресурсы и возможности, авторы, напротив, уверены: «...у России имеется совокупный потенциал, который больше ее сегодняшнего международного влияния и, быть может, используется далеко не полностью» (с. 167).

Индекс качества жизни в «Атласе» не сильно отличается от ежегодных ооновских рейтингов человеческого развития, критерии оценок во многом схожие. В начале списка Люксембург, Ирландия и Норвегия, а Россия из-за низкой продолжительности жизни, высокой смертности, незначительных расходов на здравоохранение оказалась только в 8-м десятке. В книге убедительно доказывается, что первенство в этом рейтинге принадлежит исключительно демократиям, тогда как неудачники – автократии. Впрочем, в мировой науке существуют сторонники и другой точки зрения на эту проблему курицы и яйца: только обеспеченные страны могут создать устойчивые демократические институты.

Вопросы, связанные с измерением степени демократизма, вообще являются одними из самых спорных в литературе. Не стал исключением и «Атлас», где предлагается индекс институциональных основ демократии. Спорно здесь не то, что Россия оказалась в середине турнирной таблицы, на 93-м месте, что, вероятно, соответствует реальному уровню развития нашей юной и неконсолидированной демократии, и не лидерство Швейцарии, Канады и Нидерландов. Хотя настораживает наше сильное отставание от Парагвая, Шри-Ланки или Колумбии, как и превосходство Латвии и Эстонии, где, как известно, значительная часть населения лишена гражданских прав, скажем, над Словакией. Вызывают сомнения некоторые из предложенных критериев оценки. Например, «уровень парламентской конкуренции», который всегда выше в странах с большим количеством парламентских партий, что характеризует скорее начинающие, чем развитые демократии, где партий мало. Или доля голосов, полученных проигравшим кандидатом в решающем туре президентских выборов. Выходит, чем популярнее лидер страны, тем меньше в ней демократии (так, США при Франклине Рузвельте оказались бы менее демократичными, чем при его предшественниках, когда конкуренция на выборах была выше).

Но самое любопытное начинается в тот момент, когда между индексами проводится корреляция, а страны классифицируются с помощью кластерного анализа. Индекс государственности оказывается отрицательно коррелированным с индексом внешних и внутренних угроз и положительно – с индексами качества жизни и потенциала международного влияния. Индекс угроз отрицательно коррелирован с индексом институциональных основ демократии и индексом качества жизни. А кластеризация дарит настоящую сенсацию. Она четко показывает восьмерку мировых лидеров, которая почти совпадает с «большой восьмеркой», только место Канады занимает Китай. На тринадцатом шаге увеличения масштаба кластеризации из восьмерки выделяется «суперклуб мирового влияния» в составе Соединенных Штатов, Китая и┘ России. «В центре, безусловно, как ярчайшая «сверхзвезда» находятся США. Ближе всех к ним находится Россия, образуя в определенном масштабе своего рода «двойную звездную систему» большой и малой сверхдержав. Ближе всех к ним Китай┘ Остальные пять держав «восьмерки» формируют своего рода периферию «ядра» мирового влияния» (с. 223). Это фиксирует математика.

Огромное достоинство книги – она дает многомерное и адекватное представление о реальном – весьма неоднозначном – месте Российской Федерации в современном мире, что помогает преодолевать упрощенные оценки, стереотипы, эйфорию и комплексы. Мы вовсе не «Верхняя Вольта с ракетами», хотя, на мой взгляд, и не сверхдержава. Россия – одна из великих держав с неплохим потенциалом для усиления своего влияния. И авторы предлагают совершенно верные рецепты достижения более светлого будущего: одновременное строительство государственности и демократии, увеличение экономического благосостояния всех и каждого, борьба со смертностью, повышение ценности человеческой жизни как таковой.

Еще «Атлас» ценен тем, что в нем читатель помимо таблиц и графиков найдет огромное количество просто интересной, полезной, познавательной, вызывающей тревогу информации. Причем практически обо всем. Ведь обосновывая отбор критериев, авторы обращаются ко всему спектру мировых проблем – от контроля над вооружениями до глобального потепления. Мы с беспокойством узнаем, что число голодающих на планете за последние десять лет увеличилось – с 800 до 820 млн. человек. Что 1 млрд. обитателей Земли не имеют доступа к чистой воде, а 2,4 млрд. – к элементарным средствам санитарии, и ситуация с годами станет еще хуже. Что вирусом иммунодефицита, по официальным данным, инфицировано уже больше 40 млн. человек. «Атлас» – прекрасное пособие для всех, кто хочет быстро разобраться в мире, в котором мы живем, для продвинутых и начинающих глобалистов и антиглобалистов. Обязательное чтение для просвещенных людей.

Могу сказать с полным знанием дела: более полных и комплексных индексов стран никто в мире не предложил. А само исследование говорит, что Россия – далеко не последнее государство. По крайней мере интеллектуально.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1179
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3143
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1773
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2111

Другие новости