0
1567

14.02.2008 00:00:00

Чары и совесть Серена Киркегора

Тэги: гайденко, трагедия эстетизма, киркегор


Пиама Гайденко. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Киркегора. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 248 с.

Среди философов Нового времени фигура датчанина Серена Киркегора с точки зрения влияния на философию и искусство ХХ века является одной из самых значительных. Размышляя о сущности веры, соотношении этического и эстетического начал, романтизме и абсурде, невозможно пройти мимо его творчества. В то же время Киркегор и как человек, и как философ – фигура весьма таинственная и потому непонятая. Книга Пиамы Павловны Гайденко во многом посвящена разгадке тайн, связанных с предтечей экзистенциализма, но стержень ее составляют те вопросы, которые ставит перед нами Новое время с его главным типом «раздробленной» личности.

Одна из тайн Киркегора состоит в том, что, несмотря на глубоко личностную, подчас интимную интонацию, он почти никогда не открывает своего подлинного лица. Почти все его труды были опубликованы под псевдонимами, а в рамках одного произведения конфликтуют разные субъекты. Творчество Киркегора в целом всегда понималось как диалог с самим собой, но автор уточняет: это не просто диалог, а «экзистенциальная драма, где в качестве действующих лиц выступают не столько персонажи, сколько отдельные произведения». Такой метод философствования Гайденко называет косвенным и возводит его к майевтике Сократа. Многие исследователи не придавали большого значения диссертации Киркегора, поскольку для них она стояла вне основного корпуса его сочинений. Но Пиама Павловна настаивает на единстве творчества Киркегора, в котором нет проходных вещей. Опираясь на диссертацию, она обосновывает сходство его с Сократом (сам Киркегор неоднократно называл себя Сократом ХIХ века). Общее в них – это ирония как способ видения мира и принцип существования в нем. Киркегор отличал серьезную трагическую иронию Сократа от игровой иронии романтиков, служащей средством самоудовлетворения. Для самого же Киркегора, согласно Гайденко, ирония – это судьба эстетика, который похож на клоуна, возвещающего о гибели мира под всеобщее ликование публики, принявшей весть за шутку. В этом ликовании публики боль художника, а в ее безнадежной глухоте его абсурд.

На материале персонажей истории Наполеона и Нерона (оба эстетики) Гайденко вслед за Киркегором анализирует духовную структуру властолюбца. Она приходит к выводу, что «киркегоровский Нерон – это тот самый «сладострастник» Достоевского, который не может устоять перед искушением красотой». Интересно, хотя и спорно, ее сопоставление Нерона с Гофманом: «Оба стремились к наслаждению, и оба боялись самих себя: только кошмары первого сублимировались в том, что он терзал реальных людей, тогда как второй терзал порождения собственной фантазии». Жажда эстетика наслаждаться проистекает из его меланхолии, которая является препятствием на дороге свободы и мешает ему совершить выбор самого себя. И здесь разворачивается кульминация экзистенциальной драмы – спор между этиком и эстетиком об отчаянии и свободе выбора.

На материале персонажей Дон Жуана, Эдипа и Фауста Гайденко раскрывает тему вины и отношение Киркегора к музыке. В Дон Жуане в отличие от Эдипа нет сознания собственной вины, хотя объективно он виновен, потому что сделал свою чувственность противницей духа. Гайденко убедительно показывает демоническое начало Дон Жуана и делает вывод, что Дон Жуан выступает у Киркегора как эстетический эквивалент религиозного понятия дьявола. В противовес Фаусту, который превращает свой эстетизм и свою расколотость в предмет рефлексии, чувственность Дон Жуана непосредственна и носит демонический характер. Это сближает его характер с характером музыки в понимании Киркегора: для него музыка «потому способна дать человеку высшее наслаждение, что в ней неосознанно, непосредственно и нерефлектированно, облаченное в прекрасную форму, выступает порочно-греховное начало, и музыкальное наслаждение есть наслаждение запретное».

Гайденко подробным образом анализирует эстетические воззрения философов и писателей, которые составляли контекст эпохи и с которыми генетически связана эстетика самого Киркегора, – Канта, Шиллера, Шеллинга, Фихте, Гегеля, Фр. Шлегеля, Тика, Новалиса, Гофмана. Органично вписываются в книгу и параллели с творчеством русских писателей: Достоевским – в связи с вопросом о греховности красоты («Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой┘»), Цветаевой – в связи с вопросом о соотношении искусства и нравственности, «чар» и «совести» («Искусство – искус, может быть самый последний, самый тонкий, самый неодолимый соблазн земли┘»). Единственный недостаток книги в том, что, называя Киркегора «предтечей целого ряда современных философских и религиозно-философских течений», автор даже кратко не останавливается на этих течениях.

Наконец, последний важный вопрос книги – о стадиях развития личности. В любом учебнике по философии можно прочесть, что Киркегор выделял три стадии, последовательно сменяющие друг друга: эстетическую, этическую и религиозную. Гайденко предлагает свою схему его воззрений, основанную на описанных Киркегором двух типах личности – языческом (непосредственном и цельном) и христианском (раздвоенном, находящем наслаждение в отрицательно-духовном). И поэтому, согласно Гайденко, «у Киркегора этическое вместе с непосредственно-эстетическим оказывается стоящим ниже, чем демонически-эстетическое вместе со своим двойником – демонически-религиозным».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1997
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4666
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2542
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2928

Другие новости