0
7837

10.04.2008 00:00:00

Падающего – толкни

Елена Иваницкая

Об авторе: Елена Николаевна Иваницкая - филолог, литературный критик.

Тэги: ницше, заратустра, философия


ницше, заратустра, философия Заратустра толкнет в пропасть ребенка немытой пяткой, да и поскачет себе дальше.
Н.Рерих. Заратустра. Государственный музей искусства народов Востока. Москва

Впервые на русском сделана попытка освоить эпистолярное наследие Ницше( Письма Фридриха Ницше.М.: Культурная революция, 2007) Игорь Эбаноидзе, переводчик и составитель, дал читателю книгу, осветившую «изнутри» наиболее значимые и выразительные свидетельства внутренней биографии философа. Но┘ Вместе с благодарностью создателю книги возникает и спор.

1. Эбаноидзе преклоняется перед своим героем, призывает и нас отказаться от привычных координат и постараться «попасть внутрь вращающегося колеса его мысли и его судьбы». На мой взгляд, собранные в книге эпистолярные свидетельства доказывают, что этого делать не надо. Когда Ницше на пороге или уже за порогом помешательства рассылал из Турина абсолютно «клинические» письма, его корреспонденты катились вместе с ним в колесе безумия. Так, Август Стриндберг отвечает стилизованным бредом и подписи «Ницше Цезарь» противопоставляет «Стриндберг Бог». После чего и Ницше превращается в бога, подписываясь то «Распятый», то «Дионис». И только историк Якоб Буркхардт забил тревогу, потребовав от друзей Ницше консультации с психиатром. Первый и единственный, хотя эпистолы «Цезаря-Диониса-Распятого» текли во все стороны света уже больше месяца. Но Эбаноидзе дорог энтузиазм Петера Гаста – Ницше «имел право на манию величия!» Ибо он «ближе если не к истине, то уж во всяком случае к живому мифу – к тому маршруту, который прочертил во внутреннем опыте человечества прирожденный горовосходитель Фридрих Ницше». Но какому, простите, маршруту? В клинику для душевнобольных? «Так скажет обыватель», – ужасался Петер Гаст. Эбаноидзе согласен.

2. А маршрут очевиден и вовсе не загадочен. «Мои речи темны? Если бы я только мог довериться, то Вы бы узнали, что у меня есть и слова. До сих пор мне все время приходилось молчать. Дух? Что мне дух? Что мне познание?.. Посмотрите же сквозь этот этап, в котором я живу уже несколько лет, взгляните на то, что за ним! Не стройте иллюзий на мой счет. Не думаете же Вы, что «вольный дух» – мой идеал? Я – » (ноябрь 1882). В предисловии Эбаноидзе приводит эти строки из письма Ницше Лу Саломе и комментирует прочерк, зияющий после «Я»: «Что же стоит за этим прочерком – может быть, незнание, неумение назвать самого себя? Применительно к тому, кто глубоко, «слишком глубоко» (выражаясь языком обывательских масштабов) заглядывал в человеческую душу, такой ответ будет выглядеть очень уж сомнительно. Скорее это нежелание и даже принципиальная невозможность называть каким-либо именем собственное становление и становление вообще, философом которого он был». Кем был Ницше в 1882 году, понятно: пророком новой дионисической религии вечного возвращения. «Вольный дух» действительно был его идеалом, но за несколько лет до того. В 1876 году он пишет влюбленной в него Луизе Отт: «Но также опасаюсь и за Вас, стоит мне помыслить о том, какой свободный ум Вам попался: человек, который ничего не желает так сильно, как ежедневно лишаться хотя бы одной успокоительной мысли, который ищет и находит свое счастье в этом, в возрастающем день ото дня освобождении духа». Пророком же он стал в августе 1881 года, когда его посетил экстаз – «6000 футов по ту сторону человека и времени». В 1884 году он был «великим учителем человечества»: «Меня страшит мысль, что к моему авторитету будут прибегать совершенно не те и совершенно неоправданно. Но это – беда каждого великого учителя человечества; он знает, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может стать для человечества злым гением – так же, как мог бы стать благословением» (с. 222).

Потом «колесо» покатилось быстрее. В апреле 1887 года он пишет: «Моя философская позиция может быть названа независимейшей┘ Я чувствую себя наследником нескольких тысячелетий. Уверен, что меня просто сочли бы сумасшедшим, если бы я озвучил то, что думаю о себе».

Но озвучил. Рок. Вершитель судеб человечества. Правитель мира. Истина. Бог. «Мною говорит истина┘ Я вызываю на поединок не то, что живет сейчас, – я вызываю на поединок тысячелетия┘ я благовестник, хотя мне и суждено быть при этом еще и роком» (декабрь 1888).

Для своей деятельности Ницше пользовался метафорами восхождения в гору и нисхождения в глубины. Так что на первой ступеньке – базельский профессор господин Фридрих Ницше, а на последней вверху или, что то же самое, внизу – бог.

«Я слишком горд сейчас, чтобы верить, что какой-нибудь человек может меня любить: ведь это предполагало бы, что он знает, кто я такой» (март 1885,

с. 231).

Похоже, Ницше хотелось услышать от своих корреспондентов подтверждения, что он рок, пророк и вершитель судеб Земли. Уже в помрачении рассудка он выдает желаемое за действительное: «Во всех письмах, которые я получаю в последнее время – прежде всего из лучших домов Санкт-Петербурга, а также от настоящего гения, писателя, шведа, – присутствует некий акцент всемирной истории, как если бы в моих руках была судьба человечества» (11 декабря 1888). Не думаю, что Эбаноидзе всерьез полагает, что в руках Ницше была и есть судьба человечества. Но в предисловии он ссылается на современного отечественного апологета ницшеанства, который и впрямь это утверждает.

3. Николай Орбел написал «опыт ницшеанской апологии» – «Ecce liber» (в книге: Фридрих Ницше. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. Перевод Е.Герцык и др. – М.: Культурная революция, подготовка текста Игоря Эбаноидзе, 2005. Тираж 5000). Получилась не столько даже – и даже вовсе не – апология, а восторженный гимн, панегирик, дифирамб Ницше и его труду «Воля к власти». Но панегириста подвели метафоры. «Воля к власти» вошла в меня, как стальная свая», – ошарашивает читателя Орбел. Пикантная образность странного утверждения прямо взывает к комментариям психоаналитика. «Сегодня Ницше возвращается. «Воля к власти» – это настежь распахнутая дверь нашей планеты, через которую рвутся космические ветра, разгоняя протухший спертый воздух, превративший нас в бледных и чахлых «последних людей». Космические ветра, разгоняющие воздух, – это уничтожение атмосферы Земли, иначе понять невозможно.

Из апологии Орбела очевидно: он считает автора «Воли к власти» сверхчеловеческой силой, носителем «внетелесных, трансперсональных переживаний». Книга писем четко свидетельствует о том, что и раньше секретом не было. Внетелесные переживания стояли у Ницше на прикроватной тумбочке в пузырьке с сигнатуркой. Он был морфинистом, годами принимал опиум как обезболивающее и снотворное. Сам Ницше не осознавал связь своих «вдохновений» с наркотической зависимостью. Зато напрашивается гипотеза о сущности его «таинственного» заболевания. Оно было тем, что в психиатрии называется «бегством в болезнь», «уходом в болезнь». Она была нужна ему. А насчет «Ницше возвращается»┘ Его тексты того не заслуживают. В том числе «Заратустра», после которого «все прежние ценности обесценятся», и поднимающаяся розовым облаком стальная свая «Воли к власти».

4. Всем людям присуще чувство неравнодушия к другому. Допустим, вы заметили, что малый ребенок вот-вот свалится в колодец... И... каждый сделает то, что нужно... И не потому, что хочет войти в сношения с родителями ребенка, не потому, что ему требуется похвала соседей и друзей, и не потому, что он страшится их осуждения. Мэн-цзы

Падающего – толкни.Ницше-Заратустра

Максиму «падающего – толкни» можно истолковать как угодно. В том числе: хватай малыша за рубашонку, отдергивай от края колодца, а потом можешь наорать на родителей, «куда они смотрят». Человек с советским опытом искушен в таких фокусах. Многие помнят, как заклинаниями «из основоположников» доказывались решительно все колебания в неколебимой линии партии. Хоть курс на мировую революцию, хоть приоритет общечеловеческих ценностей. Но зачем изворачиваться по поводу Ницше? Я отказываюсь понимать, чему в его отталкивающих писаниях подчинялись выдающиеся умы. Конечно, мне сразу скажут, что все объяснили Хайдеггер, Ясперс и другие. Но они вчитывались в Ницше, когда были вынуждены к тому прискорбными историческими обстоятельствами. Но те, кто в начале прошлого века приходил в восторг, куда смотрели? Не в Ницше загадка, а в его читателях. Какие же общественные настроения существовали 100 лет назад, если «Заратустра» или «Воля к власти» могли очаровывать?

┘Ребенок оступился и падает в колодец. Мимо скачет Заратустра. Толкнул малыша немытой пяткой и поскакал дальше «на легких ногах», ибо «Заратустра есть танцор». Ну, лежал «Заратустра» в ранцах гитлеровских солдат. Там ему и место.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
645
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
566
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
676
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
473

Другие новости