0
909

17.04.2008 00:00:00

Между сценой и экраном

Тэги: кино, театр, немое кино


кино, театр, немое кино В искусствах ничего не уходит в прошлое, но занимает новую, более скромную нишу...
В.Верещагин. Развалины театра в Чугучаке. 1869–1870. ГТГ, Москва

Нина Ростова. Немое кино и театр. Параллели и пересечения. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 166 с.

На тему, обозначенную в названии этой книги, сказано и написано много и многими. Казалось бы, тут уж ничего не прибавить и не убавить. Однако в выработанных пластах искусствоведческой породы встречаются, оказывается, весомые самородки. Всё решают свежий взгляд, новые точки зрения.

Кто не знает, что отечественный кинематограф рождался под крылом театра? В год столетия нашего экранного искусства об этом неустанно напоминают нам СМИ, выставки, ученые трактаты. Но дело не так просто. С помощью образов, заимствованных из наук, более положительных, чем эстетика, кандидат искусствоведческих наук Нина Ростова точнее рисует картину взаимоотношений искусств.

Кино так же не произошло от театра, как человек – от обезьяны. Послушайте специалистов-биологов. Они вам объяснят, что на путях эволюции современный человек и современная обезьяна, быть может, имели общего предка. Примерно так же, по Ростовой, у современных экрана и сцены выявляются общие предки – в русле художественных традиций, идущих от древности.

Другой пример. Автомобиль начался с того, что из кареты выпрягли лошадей и снабдили ее бензиновым моторчиком. Этот курьезный опыт не сулил вначале глобальной победы нового средства передвижения. То же и с кинематографом. Техническое средство фиксации сценического действа еще не предполагало рождения нового искусства. Что потом получилось, мы знаем.

Ростова – не экстремист. Она вовсе не видит в современном театре пресловутую «карету прошлого». На многих страницах она доказывает, что в искусствах ничего не уходит в прошлое. Свершившиеся на наших глазах переходы от кино к телевидению, а от телевидения к видео и интернету очень напоминают по модели взаимоотношения театра и кино 100 лет назад. Старшие искусства остаются, но занимают новую, более скромную нишу в зрительских пристрастиях.

В короткой рецензии невозможно рассказать, как под пером Ростовой актуально «звучат» основные идеи Станиславского и Мейерхольда, Марджанишвили и Леся Курбаса, Эйзенштейна и Кулешова, Вертова и Пудовкина. Но один характерный пример я бы привела. Он взят автором из дневника Мейерхольда. На репетиции «Чайки» Чехову сказали, что за сценой будут квакать лягушки, трещать стрекозы, лаять собаки.

– Зачем это? – недовольным голосом спрашивает Антон Павлович.

– Реально┘

– Реально, – повторяет А.П., усмехнувшись. – Сцена – искусство. У Крамского есть одна жанровая картина, на которой великолепно изображены лица. Что если на одном из лиц вырезать нарисованный нос и вставить живой? Нос «реальный», а картина-то испорчена.

Всего несколько строк из классики (Крамской, Мейерхольд, Чехов) избавляют автора (и читателя!) от многословных рассуждений о соотношении реальности и условности в театре и кино.

Именно так написана вся книга. Автор счастливо избегает тяжеловесных «измов», обращается к самому широкому кругу читателей. Об искусстве Ростова рассказывает языком самого искусства. Легко и образно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1461
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3768
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2117
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2388

Другие новости