0
1350

05.06.2008 00:00:00

Писатель и пустота

Тэги: писатель, пустота, сознание, болезнь


писатель, пустота, сознание, болезнь Есть у писателя и такой, общенародный способ отбить ненужные мысли.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Один умный врач сказал: все, что у нас есть, это речь пациента. Особенно если этот пациент – писатель, добавим мы. Что у трезвого на уме, а у пьяного на языке, то писателю – лыком в строку и между строк. Человек, целиком ушедший в слова, это ведь страшно. Симптом, диагноз! Или, по меньшей мере, группа риска.

Бывают, конечно, нормальные люди, что пишут на потребу рынка или идеологического начальства. Но много таких, что начитаются Толстого с Пушкиным и рвутся в вечность. Мол, выразим себя через слово, как сквозь дупло в небо, и слово это останется после нас. А куда, спрашивается, девать телесный остаток? Вот и бродит бедолага, мается, места телом не находит.

Короче, превращается в симптом. С торичеллиевой пустотой в плотской области, из которой выкачан сочинительством весь кислород. И главный вопрос, что встает перед писателем, когда тот отваливается от письменного стола, – чем занять эту экзистенциальную пустоту?

Водкой? Стяжательством? Сервильностью? – «зависеть от царя, зависеть от народа, нам это все равно»? Уязвленностью непризнанного гения? Протаскиванием своего «писательского бренда» – так как «все равно никто ничего не читает», то писателя должны знать в лицо, а не по текстам: с помощью телевидения, критики, ругани, ток-шоу. Главное – попасть в круг известных. А там и премии, и участие в жюри, и любознательный читатель, глядишь, книжку купит.

В общем, начинается раздвоение сознания. Сам весь ушел в текст. А пустая шкурка снаружи представительствует. Шизофрения – профессиональная писательская болезнь. Особенно в наших условиях, когда рынок – не рынок, идеология – не идеология. А писатель пишет не о том, о чем думает. И живет не так, как пишет. И думает вовсе не то, о чем пишет и чем живет.

Поэтому лучший выход – не думать вообще. А способ отбить ненужные мысли – общенародный, настоянный на спирту. Настоящая беда, когда пить нельзя. Только надо переходить на психическую анестезию. По-научному – деперсонализация. Типа меня все не касается, я выше этого. И стоит, как Брюсов на портрете: сложив свои бледные руки. В качестве клинического примера приведем прозаика К.А.

Сразу оговорюсь, что все инициалы условные. Во-первых, врачебная тайна. Во-вторых, упоминание любого имени в любом контексте наносит нынче ущерб моральному достоинству и деловой репутации упомянутого. Такие вот времена отягощенной наследственности.

К.А. являет собой ходячее скорбное бесчувствие, особенно с тех пор, как по медицинским показаниям бросил пить. Сначала депрессия вызывается чувством утраты – молодости, творческой энергии, способности к запоям. А потом уже сама депрессия диктует ощущение глобальной утраты – например, социализма, правильной жизни. Возникает ностальгия по застою у человека, прежде этот застой на дух не переносившего. При том что его успех, признание, премии, тиражи и общественное положение достигнуты именно в наши дни. Но они не радуют – слаще тоска об утраченном времени неуспеха. Получая очередную премию, К.А. в очередной раз заявляет о завершении карьеры романиста. Мол, буду журналистом. Или только пьесы писать. С прозой покончено. Так в работе «Скорбь и меланхолия» описывает Фрейд потенциальных самоубийц: «Я умру, но вам хуже будет».

Происходит ложное возвращение в молодость – в хемингуэевскую стилистику 60-х, в прозу и позу потерянного поколения. К.А. брезгливо отстраняется от жизни, очень кстати совпадая в этом с ее новыми хозяевами. Те не хотят мараться в «грязи», из которой выскочили в «князи». Влечение к смерти, очевидное для писателя, скоро станет сюрпризом для тех читателей, которые, как сказано у Хемингуэя, еще не знают, что уже умерли.

Иную симптоматику заполнения внелитературной пустоты – жовиальной чувственностью и нагнетанием аффектов – опишем на примере писателя Б.Д. Он в отличие от К.А. пить не бросает, потому что пить не успевает толком. Б.Д. пишет и десятками издает романы, рассказы, сборники стихов, статей. Он работает во всех газетах, журналах, интернет-изданиях, ведет колонки, берет интервью, пишет рецензии, участвует в теледебатах, является теле- и радиоведущим, встречается с читателями в стране и за рубежом, пишет прозу в стихах, стихи в прозе, выпускает многосерийные телефильмы.

Тут не обошлось без психолингвистического программирования. Однажды, когда Б.Д. брал интервью у известного психолога и вдруг оказалось, что он забыл диктофон, психолог сказал: «Вы и так все запомните. И теперь всегда будете запоминать». Заодно он снял тормоза, сдерживающие креативную деятельность. Так Б.Д. обрушил на читателей, критиков, друзей, врагов тонны словесной руды.

Его клиническая особенность в том, что аффекты письменной и устной речи Б.Д. нагнетает в ущерб единству личности. Сегодня он с жаром и напором отстаивает взгляды, которые пару лет назад так же искренне опровергал. И в укор это ему не поставишь – настолько талантлив, полифоничен, карнавален. С годами извержение вулкана усиливается.

В качестве третьего примера приведем клинический случай прозаика Л.Д. Обычно писатели скучны в книгах и безумны в поведении. Писатель Л.Д. «безумен» в своих ультрамодернистских романах, а в жизни дезавуировал талант открытым письмом в защиту суда и многолетнего приговора известному узнику. Этакая «милость к падшим» наоборот, пожелание «смерти троцкистско-зиновьевским подонкам» и брань по поводу «визга либеральной прессы».

Подобное ставит клинициста в тупик. Тут же следует выход восьмитомника собрания сочинений Л.Д., он развивает общественную деятельность по опеке молодых дарований, преуспевает в качестве хозяина сети ресторанов. Ну сволочь сволочью. Но при этом абсурдистские тексты романов Л.Д. вписываются в самые продвинутые контексты мировой литературы. А гражданская сервильность, попахивающая Гаагским трибуналом, заставляет вспомнить случаи Гамсуна, Хайдеггера и Эзры Паунда, обвиненных в свое время в сотрудничестве с фашистским режимом. Чрезмерная лояльность режиму похожа на поведение безумца, который, доказывая нормальность, выдает свою патологию.

Может, Л.Д. оправдывает гиперсервильностью свое маниакальное желание окормить читателя своей безумной и талантливой прозой? Или, напротив, считает наш политический строй настолько гнусным, что готов сохраняться в нем с особым цинизмом? Загадка, разрешить которую позволит лишь развитие болезни.

Иначе говоря, даже при очевидной клинике диагноз иной раз затруднителен. Это понятно. Писательская патопсихология – молодая, становящаяся наука. Ее бурное развитие обеспечено множеством замечательных случаев, о которых еще говорить и говорить. Что ни писатель, то набухший симптом. У французского мыслителя Ролана Барта есть заметка «Писатель как фантазм», заканчивающаяся такими словами: «Писатель минус его книги это высшая форма сакрального – отмеченность и пустота».

Лучше не скажешь: отмеченность и пустота. Пустоту каждый писатель заполняет на свой лад. А читатель, открывая книгу, должен для полноты восприятия иметь в виду скорбный лист (как в былые годы звалась история болезни) ее создателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
805
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
706
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
828
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
564

Другие новости