0
1322

11.09.2008 00:00:00

Эксцентриада познания

Владимир Климов

Об авторе: Владимир Менделевич Климов - поэт, эссеист.

Тэги: гачев, жизнь, идеи


гачев, жизнь, идеи Он был круто скроен по жизненным меркам.
Виктор Гоппе. Портрет Георгия Гачева

Он ворвался в мою жизнь еще в конце 70-х. И сразу воспламенил абсолютной свободой и своенеобычностью. И не только в текстах. Их-то я знал задолго до встречи. И восхищался не просто самовитым-гачевитым его слогом и своестильным словом.

Он был круто скроен по жизненным меркам. По законам особенной стильной осанки. Не житейски – житийственно.

Не случайно в своей надписи на книге он пожелал мне «вольного творчества также и в жизни», не только в буквах и строках┘

Он говорил (возможно, не только мне), что, если Михаил Бахтин исследовал площадную, смеховую культуру, как теоретик, то он – Георгий Гачев – воплощает его идеи в жизнь. Практически.

Скомороша в науке, допуская шутовские жесты в исследованиях, фонтанируя смыслами, фантазируя вымыслами.

Важнейшее свойство площадной карнавальной культуры – импровизация, было избыточным свойством такого уникального ученого, как Гачев.

Однажды, в начале 80-х, я делал для журнала «Современная драматургия» дискуссию о поэтическом театре. Среди участников – художник и сценограф Татьяна Сельвинская, поэты Давид Самойлов и Петр Вегин, литкритик Станислав Лесневский, театровед Александр Демидов. За философским введением я обратился к Георгию Дмитриевичу, позвонив ему. И получил первый отказ.

Гачев сказал, что сейчас эта тема далека от его нынешних мыслей.

Я разочарованно положил трубку. Участие Гачева вершинило любой проект.

Часа через три – звонок. Георгий Дмитриевич сообщает, что текст готов. Он получился сразу же после нашего неудавшегося разговора по телефону. Жаль, что этот пятистраничный шедевр так и не был опубликован и хранится в моем архиве.

Дар импровизатора проявлялся в нем и тогда, когда он читал чьи-то сочинения. Одна фраза, реплика, метафора могла заставить его отложить чтение и пуститься в собственное сочинительство.

Именно крутое творческое жариво, нерасчленимое на жизнь и искусство, толкнуло его на воссоединение в одном пространстве повседневных дневников и ученого трактата о философе («Зимой с Декартом»).

Жизнь в жизни и в философии совпали настолько точно, как будто были скроены точечно. По образу и подобию друг друга. Швов смежности не сыскать и злонамеренным сыскарям┘

Очевидная цельность образа жизни с письмом образа – очевидны и в том, что он ведет свой рассказ не просто «об┘», но и всем искусством (так Маяковский призывал писать «не о войне», а «войною»). В отличие от многих книг (даже очень хороших), толкующих об искусстве, творчестве, этике и поэтике, – он не высказывает мысли, а мыслит. Мыслит вместе с нами, лучше нас. Вовлекает в увлекательный процесс творения. Как бы наглядно демонстрирует книгой как таковой, что же такое творчество.

В смысле публичности мышления Георгий Гачев в современном искусствознании – фигура артистическая. Его монологи – это не желание выговориться самому, а стремление говорить, получая ответ, говорить с реагирующим человеком. Это желание быть услышанным. Не утверждать свое, а общаться, обмениваться мнениями и сомнениями.

Гачевские искания – не моноспектакль, а многолог.

Это скоморошьи игрища, где автор и читатели – актеры и зрители одновременно. Они вовлечены в единое действо, в котором, если и не творцы, то сотворцы Творящего┘

Самый стиль гачевских философских эксцентриад с их шокирующей проверкой жесткой личности произвольной метафоричностью. Дерзкая ассоциативность, основанная на чрезвычайно широких познаниях, что позволяет не убояться пассивности и огромности знаний. Но активизирует их запас, превращая созерцательность познания в действенность сознания. Инверсии и неологизмы, многое другое – все взывает к ответу, к сотрудничеству с Автором. Активит и возбуждает почти так, как возбуждается и активизируется в живом общении с актером зритель. Гачев не медитирует, а действует. Не просто объясняет, что творчество начинается там, где человек очнулся, задумался, оказался сбитым с автоматизма повседневного восприятия, он сам сбивает нас с нашего собственного индивидуального автоматизма.

Георгий Дмитриевич Гачев – самая синкретическая фигура не только современной словесности, но и всей российской культуры.

Он работал во всем пространстве истории, в анфиладе веков. Во всех пространствах земной данности, в бесчисленной чреде стран. Во всех закоулках культуры, в изысканной веренице Муз.

Для Гачева все, что было, есть и будет в этом мире, – не жесткая заданность, а руководство к действию, материал для работы. Для его художественных игр, философских построений.

Высекание находок и нахождение космических ходок – за Истиной. Его Урок – быть свободным в выражении своих самых крутых идей. И не бояться людских разноголосий.

Голоса схлынут – Поэт нахлынет┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1937
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4590
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2494
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2864

Другие новости