0
1248
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.10.1999 00:00:00

Из ребра Ахавова


Sena Jeter Naslund. Ahab"s Wife or, The Star-Gazer. - New York: William Morrow & Company, 1999, 668 pp.

Сена Хетер Назлунд. Жена Ахава, или Звездочет.

АМЕРИКАНСКАЯ писательница Сена Назлунд - специалистка по переписыванию классических англо-американских книг и придумыванию продолжений. Однако из-под профессорского пера (Назлунд служит в Университете Луисвиля) выходят не простодушные "Скарлетт" или "Пьеры и Наташи", а звонкие интеллектуальные провокации настоящей феминистки.

Первым выпадом в этом роде была книга "Влюбленный Шерлок", в которой "подлинная история" Шерлока Холмса взрывала конан-дойлевский образ гения-наркомана-отшельника. Новый Холмс оказывался страстным и скрытным. Его жизнь - всесжигающая влюбленность в женщину, имя которой верный Ватсон скрывает из соображений безопасности.

Но если "Влюбленного Шерлока" еще можно было числить по разряду феминистических забав, то роман "Жена Ахава, или Звездочет", вышедший в этом октябре, вгрызается в несущий столб американской литературной мифологии - "Моби Дик" Германа Мелвилла. Если весь "Влюбленный Шерлок" вырос из финала рассказа об Ирэн Адлер и Людвиге Баварском, то в "Звездочете" огородные достижения доктора Назлунд еще выше: о жене капитана Ахава в саге о Белом Ките едва лишь упоминается - и из этой строки вырос толстенный томина.

Центр всего романа и рассказчик - Уна Спенсер. Имя досталось ей от главной героини классической поэмы Эдмунда Спенсера "Королева фей", а фамилия, видимо, для наглядности - от автора. Нечто фейное и впрямь есть в этой протосуфражистке минувшего века: ей являются голоса, история ее волшебна, она не в ладах с христианством. Добрая мама отослала ее из дому, чтобы уберечь от чересчур религиозного и жестокого отца к смотрителям маяка. В шестнадцать Уна бежит и отсюда, переодевшись мальчиком (и назвавшись Улиссом), ходит юнгой, попадает в кораблекрушение и выживает, лишь подъедая менее удачливых товарищей по несчастью. Влюбляется (сразу в двоих), выходит замуж (всего лишь за одного из них), теряет возлюбленных (обоих сразу), вновь выходит замуж - за Ахава - и рожает от него ребенка, вновь теряет обоих, снова влюбляется, снова рожает сына, которого называет Джастисом (Justice - справедливость), наконец находит свое счастье в общине свободомыслящих жителей Нантакета.

Женские ценности иные, чем у мужчин. "Капитан Ахав не был ни моим первым мужем, ни последним", разморенно ведет свой рассказ женщина, греющаяся под солнцем на морском берегу и разглядывающая облака. Если для Измаила (мелвилловского повествователя) капитан Ахав - одержимый, священный безумец, преследующий Бога, то для Уны он всего лишь зрелый мужчина, один из многих, симпатичный и хороший любовник - до тех пор, пока неотступная мысль о Ките не делает его импотентом. А сам кит (ее глазами) выныривает из океанских глубин, "как острие иголки прорывает ткань" - и женщине ли не знать, сколько раз надо проткнуть тряпку, чтобы сшить что-нибудь мало-мальски приличное?

Пронизанный единым стержнем, вертикальный и единственный мир Мелвилла Сена Назлунд заменяет просторно раскинутым полем бесчисленных вариаций; твердое - мягким; порыв - обволакиванием; мужское - женским. Зеркальное отражение клокочущей мощи Большого Мужского Романа вышло почти вровень. Американцы готовы признать "Жену Ахава" книгой десятилетия. Само то, что без малого 700-страничный том вышел в бестселлеры в самой демократичной (а не самой читающей) стране, заставляет задуматься.

А теперь пускай меня обвинят в сексизме и забросают нечистым бельем: все-таки сперва-то был Мелвилл. Для расцвета феминистического романа надобен предшествующий ему уровень романа маскулинного. Иногда я думаю, что сегодняшний лик литературного феминизма в России так угрюм и бесцветен оттого, что в области культуры, кроме графа Толстого, настоящего мужика и не было. Уж Лев-то Николаевич ненавидел женщину как таковую от всей души, с размахом совершенно библейским. "Многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее - пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти" (Книга Притчей Соломоновых) - чем не краткий пересказ рассказа "Дьявол". А вот Гончаров, Тургенев, Лесков и после недолгого перерыва Битов, Трифонов, даже Солженицын (вспомните "Матренин двор") - охотно и даже старательно отдавали женщине пальму первенства во всем. Для них женщина была и главной добычей, и главным судьей - совсем как Белый Кит у Мелвилла. Мера правоты Штольца и Обломова (предмет бесконечных дискуссий "мужчинских" западников и славянофилов) в самом романе решается просто: кого барышня полюбила, с кем стала жить - тот и молодец. Женской оценкой поверяется человеческое достоинство Рудина, Инсарова, Волохова, Левы Одоевцева... Русская мужская литература в высшей степени женоцентрична - и как прикажете с ней бороться на ее территории?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
390
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
499
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
410
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
342

Другие новости