0
1055
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.11.1999 00:00:00

Кровь и куний мех


Леонид Зуров. Обитель. Повести, рассказы, очерки, воспоминания. - М.: Паломник, 1999, 623 с.

КАДЕТ Митя Соломин любит девушку, которую зовут Куний Мех. Они гуляют в Ярославле по набережной Волги. После Февральской происходит Октябрьская революция. По Ярославлю ходят рабочие с красными знаменами. Митя уезжает в имение. Там его собираются судить свои же крестьяне, но знакомый лесник помогает бежать. Митя возвращается к кадетам. Боевое крещение принимает в Рыбинске. Оказывается среди защитников Спасского монастыря - последних ярославских повстанцев восемнадцатого года. Куний Мех расстреляна заодно с отцом-полковником. Митя прощается с другом, кадетом Лагиным. Лагин стреляется, напоследок не посмев сказать Мите, что тоже был влюблен в девушку, которую звали Куний Мех. Митя оказывается в западном крае и записывается добровольцем в пулеметную роту.

Это сюжет повести Леонида Зурова (1902-1971) "Кадет", наиболее пространного из помещенных в книге сочинений писателя-эмигранта. Напоминает булгаковскую "Белую гвардию", а в картинах разворошенного революцией быта - "Живаго". Есть сильно написанные второстепенные персонажи: кадетский математик военный чиновник Козардюк, полковник Лебединский, фельдфебель Архип. Русские мальчики жертвенны и чисты. Повесть кинематографична. Может получиться неплохой русский вариант вайдовского "Пепла".

Зуров - писатель молодости, которая пришлась на революцию и гражданскую смуту, ими была оборвана, но в памяти и художественном воображении не кончается, длится. Зуров знал церковный, монастырский и усадебный обиход (он псковский дворянин), варьировал слом жизненного уклада, короткую, сжатую сдвигом времен любовь, добровольческие сюжеты (воевал у Юденича). Междоусобную войну писал без идеологических излишеств.

"Враг был разбит, принижен, остались незнакомые люди в синих намокших гимнастерках, со смертельной бледностью лиц. Расспроси - окажутся архангельские, тверские".

Пленных матросов поведут на расстрел. Их будет жалко. "Всех людей, братцы, жалко".

По рассказу "Молодость" ощутимо, откуда писатель рос. В "Легком дыхании" Бунина Олю застреливает казачий офицер. В "Молодости" - двойное самоубийство героини и маленького черноглазого прапорщика в пенсне. Зурову удалось передать жизненный обрыв, происходящий на переломе времен. "Мы умеем прощаться, знаю, что умеем легко умирать. Словно нас кто-то приготовил ко всему и дал нам особые радости, особое горькое счастье". Герои умеют легко умирать. Россия у Зурова - заколдованное сказочное великое пространство, где не умеют долго жить.

В описаниях природы, лирических миниатюрах голос Зурова звучит чисто, на своей ноте. Ему удаются северо-западные псковские пейзажи со скудной, усеянной валунами каменистой почвой, курганами, болотами, озерами, рыбачьими хижинами. На поверхность выходят древние захоронения, черепа. Это дышит история. Близок Запад, Европа: совсем рядом разрушенные замки ливонских рыцарей. В псковских далях - философия Зурова, связывающая незавершенность земли с незавершенностью сладостно и жестоко живущего на ней человека.

Зуров в эмиграции не сразу расстался с Россией. Он много жил вблизи отошедшего к Эстонии Псково-Печорского монастыря и в восточной Латвии - Латгалии, где было много русских старообрядческих поселений, сохранялись русские культурные гнезда, простонародный быт и язык. Отсюда его языковое разнообразие, а еще - из летописей, сказаний.

Зурова хорошо читать детям вслух, весьма полезно для подростков и юношества. Его будут читать православные. Мы прежде знали Зурова по бунинским сюжетам: он состоял с Буниным в переписке, какое-то время был его секретарем, попадал в немилость к сердитому классику, но пользовался неизменным расположением Веры Николаевны Буниной, хранил бунинский архив. Зурова как художественного писателя знали и издавали только в эмиграции. О нем высоко отзывались Бунин, Адамович, искусствовед Николай Андреев, писали Петр Бицилли, Зинаида Шаховская. Теперь Леонид Зуров впервые достаточно полно предстал перед современным читателем на родине (отметим составительство, предисловие и библиографию Александра Стрижева). Это открытие имени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
489
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
607
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
516
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
420

Другие новости