0
752
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.11.1999 00:00:00

Петит


Рубаи без ложного драматизма

Савит Мадалиев. Рубаи. - Ташкент: Главная редакция издательско-полиграфического концерна "Шарк", 1999, 95 с.

ЖАНР рубаи, которому отдали дань титаны восточного Возрождения - Навои и Рудаки, Ибн Сина и, конечно, Хайям, - отличается от остальных лаконизмом выражения лирического чувства и афористичностью философских размышлений.

Узбекский поэт Сабит Мадалиев, выпустивший рубаи на русском, верен классическим традициям. В то же время в его четверостишиях выражены саморефлексии современного человека, "затерянного между двумя веками", пережившего "империи безвременную смерть".

По замечанию автора предисловия Гафара Гусейнова, лирический герой миниатюр - "сам автор. Но поэт вкладывает обобщенный смысл в изображаемую ситуацию. Каждое рубаи создается на основе собственного душевного опыта. Главная же их психологическая черта - отсутствие ложного драматизма".

Лейтмотив книги - преодоление банальных вещей: одиночества, измены друзей, "любви кровоточащего следа", тоски, отчаяния, недовольства собой и т.д.

    Как мотыльки, летящие на свет,
    едва возникнув, не оставив след,
    сгорают мысли мелкие... Придется
    однажды и за них держать ответ.

Автор, однако, убежден в том, что "блажен не тот, кто смуту пережил, а тот, кто смог остаться человеком". То есть мы наблюдаем еще и преодоление узколичного восприятия мира, мы видим сформулированное стремление вписаться в "кружево космоса", которое дарует человеку просветленный взгляд на жизнь, стойкость, терпение и душевное равновесие.

Александр НЕВЕРОВ


Одуванчики в крови

Десмонд Иган. Избранное. Пер. с англ. М.Поповой, Г.Кружкова, А.Кудрявицкого - Воронеж - Москва, 1999, 84 с.

СОВРЕМЕННЫЙ ирландский поэт Десмонд Иган работает в жанре sequence, что означает "последовательность смены кадров". Это когда стихотворения следуют друг за другом, составляя нечто среднее между поэмой и циклом. То есть как в кино: каждый кадр вроде хорош и сам по себе, но и целиком - небезынтересно.

Следующий шаг в этой игре кадров происходит уже на уровне отдельного стихотворения. Автор выбрасывает на свалку истории элементарные знаки пунктуации, которые в слабо спрягаемом английском играют не последнюю роль. После чего словам вольно меняться местами друг с другом, меняя тем самым и смыслы: как в поговорке "казнить нельзя помиловать".

Еще Иган любит маргиналии - в самом прямом смысле слова. То есть вот вам идет текст, а рядом на полях - маргиналии: что-то вроде комментариев к тексту или альтернатива ему же. Стихи местами ассоциативны и метафоричны, местами - нахрапом и в лоб, что-то вроде публицистики.

Темы - различны, но политико-социальная озабоченность превалирует. Иган до сих находит уместным разглагольствовать о бедах Ирландии, жестокости англичан, Ольстере и Хиросиме. Чего стоит одно название раздела "Людям разных стран" - тянет прибавить "Встаньте!" как в старой советской песне. Итак, стихи, от которых образуется оскомина:

    Две девчушки играли в салки у автомобиля...
    и как вы думаете скольких графств
    стоят их оторванные взрывом пальчики?
    Действительно - сколько?

Напоследок, тем не менее, процитируем вполне лирическое и трогательное, без взрывов и глобальной исторической национальной озабоченности, которую еще Джойс, помнится, пригвоздил в "Гражданине" почти век назад. Итак, замечательный фрагмент из цикла "Стихи, посвященные отцу", который и открывает нашу книжечку в переводе Анатолия Кудрявицкого: "смотрю на фотографию // отец стоит у теплицы / в рубашке с короткими рукавами // такой умиротворяющий летний день / никто и не думает позировать / меньше всего - одуванчики // мать говорит что-то Кэйт / у той в руках желтые розы // изгородь из бирючины - мы ее потом подстригли - весьма живописна / кукла лежит освещенная - теперь уже навсегда - солнцем".

Глеб ШУЛЬПЯКОВ


Стоп-кадр на тонкой материи

Магда Алексеева. Как жаль, что так поздно, Париж! Рассказы, повести, стихи. - СПб.: Пушкинский фонд, 1999, 436 с.

В ПРОЗУ Магда Алексеева пришла довольно поздно, после многолетней работы в ленинградской прессе. "Как жаль, что так поздно, Париж!" - вторая книга писательницы. Ее герои - "дети Арбата": там Магда Алексеева родилась и была типичным ребенком 30-х. Поэтому корни ее прозы тоже там: в тридцатых, сороковых, пятидесятых. Это время и эти судьбы - лейтмотив прозы автора. Ее герои, все эти трепетные чистые девочки, все эти искренние восторженные мальчики, как и она сама, навсегда ранены временем. Чьи-то раны затянулись, зарубцевались, чьи-то еще кровоточат. Забудет ли когда-нибудь взрослый человек, как тринадцатилетним, впервые после десятилетней разлуки, увидел мать? Как неловко было называть "мамой" совсем чужую растерянную слезливую женщину? С каким стыдливым облегчением узнал, что она уедет? Как неохотно ездил навещать ее на маленькую станцию за 101-м километром? Простит ли выросшая девочка тех, "благодаря" кому ее дедушка, крупный инженер-энергетик, вместо работы по любимой специальности многие годы клеил конверты для забытой Богом артели? И что делать с этой горькой памятью?

Магда Алексеева всю жизнь писала стихи. Возможно, благодаря поэтическим экспериментам так проста и экономна ее проза. Сюжеты выстроены по законам памяти: чередой ярких, выразительных стоп-кадров. Собственно, так и устроено человеческое восприятие - мы цепляемся за образ, за деталь и за острое переживание, а потом проживаем с ним всю жизнь.

И.О.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
870
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1168
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
913
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
747

Другие новости