0
1127
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.02.2000 00:00:00

Новые приключения стрекозы и муравья


Игорь Померанцев. Почему стрекозы? - СПб.: АОО "Журнал "Звезда"", 1999, 136 с.

КОГДА-ТО Радио "Свобода", на котором работает Игорь Померанцев, называлось по-другому: радио "Освобождение". Путь от освобождения к свободе - психологический путь - прошел и сам Померанцев.

Зажмурим глаза и так посидим. Ничего не видно - это первое условие радиоискусства. А также - ничем не пахнет, нет температуры и плотности. Есть только один способ общения в этой темноте - прикосновение звуком. В этих условиях работает Померанцев. Его деятельность сродни гипнотизерской. "Путеводитель по формам и поверхностям" - называет он первый раздел книги, и правильно: как иначе общаться во тьме?

Из оглавления: "Харканье, кашель, хрип", "Жизнь здесь шершавая", "Я поцеловал ее". То, что слушателю кажется бесплотным эфиром, для Померанцева - самая что ни на есть физическая реальность, бурая пленка, вытесняемая ныне компьютерной виртуальностью. Слушателю все равно, а для поэта - драма: "Неужели никогда больше / В моих пальцах не затрепещет магнитная ленточка, / Лягушачья спинка, собачий хвостик?"

Стихи-воспоминания, стихи-случаи, стихи-реплики. Они обращены к уже ушедшей женщине. Поздно спохватился, поздно понял - но никакого отчаяния. Стихи невыносимо одинокого, но не догадавшегося об этом человека.

Но - назад к Лафонтену! Стоя на задних лапках, замерев от сладкого ужаса, всматривается муравей в спящую стрекозу. Какая большая и красивая: "Длинные ноги, / покрытые щетинкой / и увенчанные трехчленистыми лапками".

Оттолкнувшись, муравей вскакивает на загудевшую стрекозу, как мальчишка на велосипед, - и летит: "┘ одну из них можно схватить / брюшными придатками за шею / или за голову / и летать с ней до тех пор, / пока она не подогнет / кончик своего брюшка / к нужному - тебе - месту".

Померанцев влюбляется во все, что с крылышками, (сознательно?) напоминая олейниковского сластолюбца: женщинам в отличие крылышки даны, в это неприличие все мы влюблены. Эротизм померанцевской поэзии какой-то отважный, почти прямой, но ничуть не вульгарный. У его застенчивых строк еще пунцовые щеки, но уже осмысленный взгляд. Помню короткую фразу из его давнего рассказа: "Было очень страстно". Наивность, резко одернутая художественностью. Может быть, Померанцев - примитивист? Во всяком случае, животные для него понятней и понятливей людей.

...Многие не понимают, почему все-таки крыловский муравей прогнал стрекозу, почему, импотент, не умилился ее беспечным выкрутасам? Да потому что la sigalle и la fourmie - обе женского рода во французском. Это ссора на коммунальной кухне, сватья баба муравьиха и сватья баба стрекозиха.

И только похотливый смельчак Померанцев вернул муравью подлинное мужское достоинство.

Оформлял книгу художник Виктор Пивоваров. Точнее, он ее ваял, лепил, ляпал. Виньетками не украшал, не пояснял рисунками. Одну только и нарисовал - совершенно фабровскую стрекозу. Материалом для своей графики художник взял сами строки Померанцева - и разместил их единственным образом.

Я же особенно люблю у Померанцева такое звуковое, апоплексическое торжество: "Я люблю этот эпос не за четырехтысячелетнюю мощь, / не за пласты пракрита и напластования санскрита, / даже не за великолепное море крови у стен Хастинапуры, / а за то, что, когда целую ее, когда буквально набиваю / ею рот, где-то в трахее само собой выпрастывается / и с грохотом катится по катакомбам тела / пучеглазое огнедышащее / "Махабхарата!" / "Махабхарата!.."

Он остроумен и нежен. Великодушен и честен в своем чувстве. Эта честность, вероятно, и есть главное приобретение свободы: все желания и мысли законны, природны, уважены. Для советского эмигранта тут корень многих психологических проблем. Игорь Померанцев избавился от таких страхов, как признание собственного достатка ("Как часто / ловлю себя / на чувстве: / я - не беден"), преодолел такие предрассудки, как стыдливость перед физиологией. Не распущенность, не неряшливость: Померанцев - человек стильный во всем. Доверительность, а не интимность. Признание морали в природе вещей. Померанцев - не интеллигент, в нем открылся собственно поэт, отбросивший все эти костыли - философские взгляды, гражданские убеждения, ценности поколения. Он - поэт, чувственный и ассоциативный мир которого есть высшая ценность.

К двум распространенным русским типам (поэт-интеллигент и поэт-бродяга) Померанцев добавил (вернул?) тип третий - поэта-аристократа.

Так почему же стрекозы? Да потому, что поэт сам выбирает предметы своих песен. Врачующий опыт одиночества, жестокость судьбы и щедрость мировоззренческих впечатлений - все это за двадцать с лишним лет эмиграции отложилось в одну из самых свободных и трепетных книг современной русскоязычной поэзии.

Прага


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
670
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
858
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
718
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
583

Другие новости